"ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ": ВСЕХ УБИЛ, ХОТЕЛ КАК ЛУЧШЕ

Показ фильма "Изображая жертву" (Россия, 2006, режиссер - Кирилл Серебренников, в ролях - Юрий Чурсин, Виталий Хаев, Марат Башаров, Анна Михалкова, Максим Коновалов, Лия Ахеджакова, Мария Голуб, Андрей Фомин) в рамках "Российской программы" ХХVIII ММКФ прошел в Доме кино 26 июня.
Тридцатилетний Валя (Юрий Чурсин) - вечный юноша в бейсболке - в своей беспросветной жизни не находит ничего лучше, чем работать "жертвой" в милицейских следственных экспериментах. Вот он изображает девушку, которую зарезал в кабинке уличного туалета прямо на унитазе ревнивый деклассированный элемент, вот - женщину, которую во время мытья окон то ли выбросил за окошко сквозняк, то ли ему помог малость невменяемый муженек, а вот и незадачливую посетительницу бассейна, ставшую жертвой отвергнутого кавалера кавказской национальности. Вдоволь накривлявшись на местах преступлений, он возвращается домой, где в темной комнате под телевизионные шорохи отсутствия вещания его посещает угрюмый призрак покойного отца и сообщает печальную весть о том, что его преждевременная смерть - не случайность. Мама и родной дядя по классической шекспировской схеме виновны в куда более тяжком преступлении, нежели прелюбодеяние на еще не остывшей могиле. Так думает Валя и вынашивает страшную месть.
Фильм легко можно назвать адаптированной для народа теорией идей Киры Муратовой времен "Трех историй", вот только не столь талантливой. В основе картины лежит одноименная пьеса модных театральных деятелей братьев Пресняковых, которая идет на столичной сцене уже около двух лет. Экранизация скандального произведения (буча была связана с обильно матерным монологом одного из героев) стала бесспорным гвоздем нынешнего киносезона: призы "Кинотавра" и любовь привередливой критики, это редкое и желанное золотое сочетание, досталось режиссеру Кириллу Серебренникову, в прошлом, помимо прочего, - автору спектакля "Голая пионерка" и театральной версии "Изображая жертву", ныне - главной, как считают те же критики, надежде российского кино. Говорят, что та же команда на радость всем имущим собирается снимать продолжение про очередных героев нашего времени.
Тот факт, что у нас все резко полюбили чернуху, жутчайшую мизантропию, которую в последнее время принято ласково называть "черной комедией", говорит сам за себя. Теперь подобный подход к реальности принято считать "объективно показанным срезом народной жизни", а матерные диалоги за отсутствием собственной фантазии заучивать наизусть. Все это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Те внутренние судороги, которые испытываешь, глядя, как голый артист Юрий Чурсин надевает на себя маску кролика, чтобы абстрагироваться от нытья своей примитивной подруги, ох как далеки от такого понятия, как смех. А знаменитый нервный матерный срыв ментовского начальника, вызывающий в зале приступы гомерического хохота - еще более. Главный же сюрприз, апогей, высшая точка картины - появление Лии Ахеджаковой в костюме гейши, исполнение ею же песни под караоке, ее "душевные" речи и ставшие уже классикой рассуждения про трамвайчик - вообще способны не только отбить желание что-либо смотреть в ближайшие несколько дней, но и вызвать стойкое отвращение к жизни вообще.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости