"ШИНОБИ": СПИ, МОЕ БЕДНОЕ СЕРДЦЕ
Очередной фильм о непобедимых летающих воинах, на сей раз уже японского происхождения.
В 1614 году (на сей раз, в отличие от Чена Кайге, сценаристы почему-то настаивают именно на этой дате) жили-были ниндзя. И были они смуглыми и золотоглазыми. Жили они в укромном месте, именуемом княжеством Ига, о котором за последние полвека уже было снято, мягко говоря, немало фильмов. Шиноби ("воины тьмы"), живущие от битвы до битвы и только ради нее. Только что в стране отбушевали столетние войны, наступило долгожданное перемирие, но тут парень с девушкой из враждующих кланов Ига и Кога полюбили друг друга, будучи при этом лучшими бойцами в своих племенах, и все закончилось очень красиво и грустно, в стиле певицы из Заполярья, северного цветочка Алены "Анахаты" Гафуровой: "Кто кого? Все время: кто кого? День и ночь стоите, скрестив мечи. И сошлись мы - только вдребезги хрусталь, а в осколках на полу - любовь в пыли". Сам подзаголовок картины тоже вполне однозначен - "Сердце под лезвием". Звезда влюбленных - вечно быть друг против друга.
Древняя, как сам кинематограф, перевалившая за столетний рубеж студия Shoshiku в последнее время (если говорить только о жанре исторической драмы) работает на два фронта. С одной стороны, выпускаются подобные "Сумрачному самураю" фильмы ідзи Ямады, нетрадиционно тоскливые, тягомотные, предельно реалистичные. (К этому же направлению относится и конкурсный "Самурай, которого я любила".) С другой - и "Шиноби" тому пример - симпатичный ширпотреб без претензий на толику правдоподобия, но по уровню сказочности не дотягивающий до, скажем, "Легенд воинов Зу" Цуя Харка, хотя в методе использования спецэффектов есть нечто пугающе схожее. И здесь кроется западня. Ничуть не сомневаясь в прекрасной подготовке японских актеров, заметим, что в фильмах о боевых искусствах не подобает столь беззастенчиво использовать компьютер, да еще и совсем не в мирных целях. Отсюда схватки и поединки, все это рубилово, которым кишит фильм, производит совсем не то впечатление, которое должно. Зато замечательно удались сцены, полные тихой печали, все эти снятые с необходимой меланхолией лесные туманы, горные массивы и озерная гладь, на фоне которых поровну разделяется смерть и любовь. Есть ощущение, что малоизвестный у нас Тен Симояма - автор скорее сентиментальный, нежели воинственный.
Есть в "Шиноби" и следующий новаторский прием. Каждое появление любого из полководцев, феодалов и их вассалов сопровождается пояснительной надписью, указывающей, кто он такой. Это абсолютно оправдано, ибо их там столько, что ни один человек не разберется в них без бутылки (минеральной воды). Все правильно, но временами от этого мельтешения начинаешь подуставать. Кровавый исход сюжета также навевает раздумья: финальные титры сообщают, что гибельный роман Оборо и Енацукэ не прошел даром, и две враждующих деревни жили в мире еще 260 лет. Отдал бы контрамарку на фильм Яна Шванкмайера "Безумие", чтобы узнать, что же потом вдруг произошло с этими поселениями!
Одним словом, фильм Тена Симоямы вполне симпатичен, но приходится относиться к нему с долей легкой иронии. Однако, когда всерьез посмотришь на современную действительность, невозможно не согласиться с одним московским бэндом, выносящим ей жесткий приговор: "А вечером опять напился, уж лучше бы пошел в кино и посмотрел, как там напьются японцы в черных кимоно". Не вызывает сомнений: гораздо полезнее смотреть на средневековых воинов, чем предаваться порокам.
Борис Белокуров, InterMedia