"ГАМЕРА: МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ": ЛЕТЧИК ДЛЯ ОСОБЫХ ПОРУЧЕНИЙ

Показ фантастического фильма "Гамера: маленькие герои" (Gamera: Chiisaki Yushatachi, Япония, 2006, режиссер - Рюта Тасаки, в ролях — Кахо, Кандзи Суда, Сусуми Терадзима, Рио Томиока) прошел в рамках программы "Вокруг света" ХХVIII ММКФ в кинотеатре "Октябрь" 28 июня.
Пролетая над гнездом Гамеры (выражаясь метафорически; на самом деле грандиозная черепаха, как и все ее земные сородичи, вылупляется из яйца), необходимо знать следующее. В 1973-м, в год очередного нашествия на Японию полчища крылатых и зубастых, Гамера приносит себя в жертву, актом самосожжения выручая копощащихся на развалинах мегаполиса людишек-муравьишек. С тех пор новых монстров пока что не появлялось, однако ученые и правительство остаются настороже: "Отряд по борьбе с неизвестными существами будет расформирован. Нужно подключать вооруженные силы". Слишком уж тревожные вещи происходят вокруг.
Тем временем мальчик Торо находит в лесу новорожденную черепашку, трогательную и беззащитную, называет ее именем Тото и берет к себе на воспитание. Воспитание крошки очень быстро приносит свои плоды. Тотошка не по-детски быстро вырастает в довольно-таки крупного зверя, на брюхе у него появляется фирменный узор из пылающих морских звезд, а, кроме того, любимчик проявляет нешуточные способности к левитации. "С тобой сложно!" - вздыхает Торо, обращаясь к своему другу. Без микроскопа становится видно, что пучеглазый и клыкастый феномен - Гамера. Затем, откуда ни возьмись, появляется социально опасный Зедус, чудовище вида ужасного, а дальше происходит все то, за что мы и любим фильмы о гигантских монстрах, отдельную и самобытную страницу в кинематографе Страны Восходящего Солнца.
Один из маленьких героев Стивена Кинга кратко определял подобный жанр как "заварушки про зверушек". В картинах этих происходят очевидные и невероятные вещи: клетки Годзиллы проходят сквозь черные и белые дыры, порождая дикое кристаллическое чудище, птеродактиль-зубоскал Родан решительно отправляется громить Москву, а гусеница Мотра приходит в Токио, чтобы превратиться там в огромного радужного мотылька. Но если Годзилла мало-помалу обрел заслуженную мировую славу, то прочие монстры и по сей день остаются в тени. А между тем, Гамера - фигура отнюдь не менее значимая. Существуя с середины 60-х, он обрел второе дыхание в конце 90-х; широкоформатная эпопея о нем особенно неизгладимое впечатление производит на большом экране. И в "Маленьких героях" сделаны важные шаги для развития биографии монстра. Так, мы узнаем, что, в отличие от Годзиллы, единственного и неповторимого, черепаха — скорее, порода, вид, явление дискретное, появляется с завидной периодичностью, была, есть и будет. Особую трогательность придает действию тот факт, что Гамера в фильме, по сути, еще совсем маленький. Представьте себе, к примеру, картину, в которой с монстрами сражается не Годзилла, а его маленький сын Минья!
Следующий важный момент - миф о самопожертвовании. Бесстрашный защитник Вселенной (английское название этого фильма - "Gamera The Brave", "Храбрец Гамера" - прекрасно передает суть дела) регулярно отражает набеги то состоящего из множества мелких тварей злобного космического гештальта по имени Легион, то пластичной и переливчатой, мутировавшей из кошки, Ирис. И реплика из фильма: "Я не знаю, почему он это делает", - красноречиво говорит об уровне компетентности спасаемых.
В фильме Рюта Тасаки (специалиста по супергероям сначала на телевидении, а затем и на большом экране) пронзительно выражена тема детства. Его подзаголовок - "Лето Гамеры, Тото и Торо"; возмужание черепахи происходит в незамутненных тонах, в тех красках, которые обычно воспринимаются лишь в очень юном возрасте. Мир детей показан здесь даже удачнее, чем в классической ленте Иноширо Хонды (к слову, вообще придумавшего весь этот странный жанр) "Атака Годзиллы" (1968), где центральный персонаж, капризный и избалованный ребенок, вызывает мало сочувствия. В "Гамере" все несколько иначе. А кульминационная сцена, когда дети, друзья Торо, Гамеры и гармонии мира, по эстафете передают друг другу магический Красный Камень, который один только и может спасти летучее чудо, может напомнить лучшие произведения классика "пионерской готики" Владислава Крапивина. "Гамера" не похож на многие и многие фестивальные фильмы тем, что пробуждает теплые и светлые чувства. И когда красивый и добрый монстр улетает восвояси, скрываясь в облаках, нам остается только вместе с героями фильма сказать ему: "Сайонара". Мы еще не раз с тобой встретимся.
Борис Белокуров, InterMedia

Последние новости