"ГЕО-ЛОБОТОМИЯ": БЕЗНАДЕГА ПО-КОРЕЙСКИ

Пресс-показ фильма "Гео-лоботомия" (Geo-Lobotomy, Южная Корея, 2006, режиссеры — Ким Гук, Ким Сун, в ролях — Мин Кин Чжин, Ли Рен Хи, На Хен Мин) в рамках конкурса "Перспективы" ХХVIII ММКФ прошел в кинотеатре "Октябрь" 28 июня.
Очередной фильм о беспросветности провинциального быта, но на новый лад.
В заснеженном поселке у заброшенной шахты, где всего-то есть пара-тройка тесных улочек и возвышающаяся надо всем символом новой веры высотка казино, проходит кошмарная жизнь корейского пролетариата. Тотальное отсутствие заработка приводит к тому, что люди начинают продавать свои золотые зубы за копейки и просаживать деньги в казино в поисках лучшего завтра.
Главный герой, безработный и потерянный немолодой мужчина, решает отметить должным образом очень почитаемый в Азии День отца, а именно - справить достойные поминки. При этом голос отца с того света сопровождает метания маленького человека, пытающегося вернуть долги. Когда наш герой натыкается на труп своего должника — управляющего шахтой, - он неожиданно получает работу и заступает на его место. С этой минуты количество убиенных растет одновременно с нешуточной паранойей главного героя. Таинственные руки в желтых перчатках хватаются за лопату и наносят удар за ударом. Постепенно становится ясно, что этот городок не слишком отличается от местечка "Безнадега" в одноименном романе Стивена Кинга, где, как известно, тоже идет речь о шахте.
Малобюджетный проект братьев-близнецов Ким на первый взгляд кажется сатирическим социальным памфлетом. И только неожиданные пролеты камеры сквозь тусклые коридоры заброшенных зданий в стиле "Зловещих мертвецов" Сэма Рэйми обещают куда более интересные сюжетные повороты. Через какое-то время так и происходит. В какой-то момент события начинают разворачиваться в нескольких параллельных реальностях: герои то умирают, то нет, то кончают с собой, выпив яд из бутылочки, то гибнут под лезвием лопаты неизвестного седовласого монстра. Некоторые трупы и вовсе лишаются головы. Выясняется, что тридцать лет назад в поселке вдруг стали рождаться люди с золотыми зубами; те, у кого по роковой случайности таких зубов не оказалось, попадают в таинственную лабораторию, где им не только стирают память, но и проделывают другие, еще более чудовищные вещи. Главным результатом экспериментов станет появление загадочного душегубца со связкой окровавленных золотозубых черепов. Когда герой начнет копать снег для очередной могилы, из-под лопаты густым фонтанчиком засочится кровь.
Во всем этом с кристальной ясностью сквозит одна единственная метафора: вот до чего может довести социальная неустроенность, вызванная коррумпированной системой потребительского кредитования. Несмотря на горы трупов, окружающие героя на протяжении того безумия, которое происходит в кадре, он не престает повторять одну фразу, ставшую лейтмотивом всего действия: "Отдайте мне мои деньги!". Понятно, что денег как таковых он не получит. Ни в инфернальном поселке, ни в Сеуле, куда ему тоже придется прокатиться зазря.
Если у себя на родине братья Ким уже достали зрителей и критиков своими трэш-социальными работами, то на Московском кинофестивале взглянуть на подобное киноискусство оказалось довольно интересным. В некотором роде "Гео-лоботомию" можно сравнить с прошлогодней тайской лентой "Тропическая лихорадка". Речь идет о неоднозначности сюжета - и в том, и другом случаях до конца все-таки непонятно, что же такое происходит в фильме. Но если у Апичатпонга Верасетакула получился как визуальный, так и метафорически-завораживающий шедевр, то в случае братьев Ким тусклая малобюджетная картинка и нарочитая социальная подоплека способны отпугнуть любого, привыкшего к глянцевому видеоряду, зрителя.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости