ЖЕРАР ДЕПАРДЬЕ УВАЖАЕТ СТАНИСЛАВСКОГО, НО ПРЕДПОЧИТАЕТ ДОСТОЕВСКОГО И ВЫСОЦКОГО
Пресс-конференция Жерара Депардье прошла в рамках XXVIII ММКФ в киноцентре "Октябрь" 2 июля. Депардье появился в зале для пресс-конференций в заметно приподнятом настроении и, пока фотографы реализовывали свои пять минут на фотосессию, весело улыбался и развлекал журналистов, издавая странные и забавные междометия. Однако на первый же вопрос — в преддверии получения премии за верность принципам Станиславского, остается ли он этим принципам верен — Жерар легко дал развернутый и ясный ответ: "Я познакомился с системой Станиславского в начале 60-х годов, когда пришел в театр, мечтая играть Достоевского. Это, безусловно, отличная система, которую с наибольшим успехом реализовали американские артисты, она мне нравится. Но я не вижу смысла придерживаться принципов какой-либо системы. На меня гораздо больше повлияла литература, прежде всего — Достоевский. Я знаю, что в России его недолюбливают, предпочитают Толстого. Но именно Достоевский сыграл решающую роль в моей жизни, это самый близкий для меня автор. Во Франции его можно сравнить лишь с Бальзаком. Я считаю Россию очень близкой для себя страной, мне кажется, я понимаю русский характер. Вы — как ветер, который гуляет по равнине, никаких гор. После Достоевского огромное влияние на меня оказал Владимир Высоцкий, это совершенно потрясающий человек. Нас познакомила в 1978 году Марина Влади, и мы праздновали это целый месяц. Да, и вина, конечно, попили!" Рассказывая о своей последней работе с Бертраном Блие в фильме "Сколько ты стоишь", принявшем участие в конкурсе XXVIII ММКФ, Депардье назвал Бертрана великим режиссером, с которым всегда очень интересно работать - "но сейчас ему все труднее снимать кино, найти финансирование почти невозможно". С много бОльшим энтузиазмом Депардье вспоминал о съемках в фильме Блие "Вальсирующие" 1974 года: "Да, я тогда ему дал жару! Меня даже в тюрьму посадили, и съемки оказались под угрозой". На грани скандала оказался ответ французского артиста на вопрос о съемках в украинском фильме про Тараса Бульбу. Депардье охотно рассуждал о Гоголе и казаках, в конце заявив: "Я не отделяю Украины от России, для меня это одна страна и одна нация с общей историей, культурой и судьбой", заметив при этом, что много общался с Кучмой, очень уважает и хорошо знает Ющенко. Шокированный украинский журналист поинтересовался, знает ли Депардье о протестах на Украине, связанных с выбором иностранного артиста на роль национального героя. В частности, местный режиссер Юрий Ильенко объявил смертельную голодовку, и не с этим ли связан отказ Жерара от проекта?.. "Да, именно с этим, - ответил артист, - но там еще и финансирования не нашлось". На последовавший вопрос журналистки из Алма-Аты — согласится ли Депардье на роль в фильме об Абае Кунанбаеве, актер сказал: "Да, конечно! Если появится такой проект — предлагайте". Депардье также охотно порассуждал о футболе отметив, что, конечно, очень уважает бразильскую сборную. Вспоминая о победе Франции на чемпионате 1998 года, Жерар сообщил, что "тогда для всех было большим шоком, когда оказалось, что в сборной есть латиноамериканцы, африканцы, арабы и полтора француза. Но именно эти люди сражались за страну". Был и еще один спортивный вопрос — о боевых искусствах. Депардье, даже без перевода, слушал вопрос с широченной улыбкой и хитро шевеля бровями: "Конечно, кунг-фу — это здорово! Я сейчас работаю с одним парнем, он чемпион Европы по кик-боксингу. И мне нравиться такого друга иметь, да!" Интересовались журналисты также мнением Жерара о Москве - что бы он снял, если бы стал делать об этом городе фильм, по примеру ленты "Париж, я люблю тебя", где Депардье стал автором одной из новелл. "Москва мне всегда очень нравилась, - ответил актер, - но последнее время она стала так быстро меняться, что я, наверное, снял бы метро". Однако больше всего Депардье хотелось поговорить опять-таки Достоевском, о своих планах на крупный телевизионный проект по роману "Братья Карамазовы". Жерара заинтересовал образ Мити, хотя в молодости, признался артист, больше привлекал Алеша. Депардье достаточно подробно остановился и на других персонажах романа, чувствовалось, что тема его чрезвычайно увлекает. На вопрос, почему фильм будет телевизионным, он ответил: "Кино сегодня очень затратно. В кино сейчас все решают деньги, и диктуют свои правила финансисты. Телевидение же я считаю более доступным и интернациональным видом искусства. Только на телевидении сегодня можно осуществить такие проекты, как "Братья Карамазовы" или "Преступление и наказание". Поэтому я участвую в телепроектах на 80%, а 20% целиком отдаю кино". Продолжая тему финансового диктата в современном кино, Депардье заметил, что в наше время ни один из великих режиссеров не смог бы снять ни одного из своих выдающихся фильмов: "Финансисты подавляют искусство, и это очень большое зло".
Борис Гришин, InterMedia