"ВОЗВРАЩЕНИЕ": ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Местечко Ламанче в окрестностях Мадрида, где, как говорят люди, постоянно дует пронзительный ветер, сводящий жителей с ума. Множество женщин сметают пыль и листья с кладбищенских надгробий. Раймунда (Пенелопа Крус) — бойкая молодая испанка - вместе с 14-летней дочерью Паулой и стеснительной сестрой Соль после уборки могил навещает дом своего детства, где доживает свои последние дни их престарелая ослепшая тетя. Там женщины обнаруживает странные и загадочные вещи. Создается ощущение, что в доме есть кто-то еще. Подруга, живущая по соседству, рассказывает, что многие видят призрак матери Раймунды и Соль, погибшую во время пожара несколько лет назад. Героини возвращаются в Мадрид. События, последующие потом развиваются быстро: дочь Раймунды убивает своего отца, пытавшегося ее изнасиловать, тут же приходит известие о смерти тети, а к тихой одинокой Соль приходит призрак ее матери.
Шестнадцатый и самый личный, по собственному признанию режиссера, фильм Педро Альмодовара символичен почти до неприличия. Одновременно с возвращениями в прошлое и настоящее своих героинь режиссер возвращается к драматической комедии, к собственному детству и, наконец, к работе с актрисой Кармен Маура ("Женщины на грани нервного срыва"). Изобразительный ряд фильма также берет свое начало из прошлого. Образ Пенелопы Крус соткан из мельчайших нюансов облика Софи Лорен эпохи "Брака по-итальянски", та же узкая короткая юбка (крутые бедра, кстати, в кадре у худощавой актрисы ненастоящие), откровенное декольте и вызывающая грива волос. Не случайно и героиня Кармен Мауры смотрит по телевизору черно-белый фильм с Анной Маньяни. Балансируя между итальянским неореализмом и духом латиноамериканской прозы, Альмадовар назвал свое произведение сюрреалистическим натурализмом. Смешение стилей приводит к странному результату: то бьет наотмашь неземной нежностью, то понижает градус восприятия сатирическими сентенциями а-ля гран-гиньоль.
Клубок взаимоотношений, прощений и возвращений, связывающий женщин трех поколений, столь запутан и неправдоподобен, что за всем этим нагромождением теряется смысл. Мир женщин, в котором мужчина — либо сексуально озабоченный подонок, либо выполняет декоративную функцию, способен вызвать у представителей мужской части человечества если не раздражение, то ироничную ухмылку наверняка. Сам фильм можно обозначить незамысловатым словом "нормально". Вроде и ругать его не за что, но и хвалить особенно тоже. Для любителей творчества режиссера в сравнении с тем же "Поговори с ней" новая работа испанского мэтра рискует показаться легковесной, несмотря на широко разрекламированные каннские награды за сценарий и лучший актерский ансамбль.
Анастасия Белокурова, InterMedia