"О САРЕ": САГА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ.
В возрасте 20 лет нордическая блондинка Сара (Цилякус) покидает родительский дом и отправляется на поиски своей мечты о счастье в интерьерах современного Стокгольма. В пакет счастья для молодой женщины, по неоригинальному убеждению Сары, входит успешная офисная карьера и качественный секс с порядочным и надежным партнером. Зрителю предстоит на протяжении ста минут неотрывно наблюдать нехитрую историю поступательного пути "из двадцати в тридцать", полную занудных сексуальных похождений героини, пьяных изнасилований собственным женихом и карьерных разочарований. И все это происходит обстоятельно, с фирменной скандинавской неторопливостью, созерцательно и постепенно, год за годом. Подспудно одной из мыслей картины оказывается идея о необходимости вливания лишившимся сколько-нибудь стоящих идеалов европейским обывателем крови погорячее.
Молодой шведский режиссер Отман Карим, родившийся в Уганде, казалось бы, самой своей судьбой должен иллюстрировать этот невеселый, но справедливый для коренных европейцев тезис. Самостоятельно написав сценарий, Карим привлекает к работе жену и братьев, но даже такое количество "свежей крови" нисколько не оживило шведский кинематограф. Такое впечатление, что Отман с упорством, достойным лучшего применения, стремился доказать, что шведы угандийского происхождения могут снять типичный европейский фильм. И это ему, без сомнения, удалось: "О Саре" является профессиональным, но заурядным "фестивальным" кино, в котором что воля, что неволя, что секс, что смерть — совершенно все равно. Хотя, по мысли режиссера, его лента должна развенчать стремление к "независимости во что бы то ни стало", а также высмеять культ обязательного секса и успеха любой ценой, это получается у него лишь точно так же, как и у любых других кинематографистов современной Европы (даже исповедующих противоположные убеждения) — ценой отказа от сколько-нибудь интересного, живого героя. Карим раньше снимал документальные фильмы, пятилетний опыт интервью с женщинами от 18 до 65 лет и лег в основу его сценария. Образ Сары собирательный, и эта художественная лента, очевидно, является итогом размышлений документалиста Карима о судьбах соотечественниц.
Борис Гришин, InterMedia