"ПЕРЕГОН": 12.000 ДО ЛИНИИ ФРОНТА

Премьера фильма "Перегон" (Россия, 2006, режиссер - Александр Рогожкин, в ролях - Даниил Страхов, Анастасия Немоляева, Алексей Серебряков, Алексей Петров, Светлана Строганова, Юрий Ицков, Кэтрин Инноченте, Сара Маргарет Ратли, Кирилл Ульянов, Юрий Орлов, Олег Малкин, Андрей Шибаршин, Иван Прилль, Веста, Кузя) состоялась в кинотеатре "Октябрь" 5 июля.
На далеком камчатском аэродроме, за 12.000 километров до линии фронта, базируется небольшая эскадрилья, состоящая из молоденьких летчиков, только что выпущенных из училища. Их боевой задачей в разгар Великой Отечественной войны является перегон поставляемых по ленд-лизу американских истребителей "Аэрокобра" вглубь советской территории, где их принимает следующий отряд. Путь с Камчатки в Восточную Сибирь, на незнакомой, необлетанной технике, зачастую наспех подготовленной, в сложных погодных условиях, часто заканчивается для неопытных пилотов трагически. Но работа, в основном, проходит в фильме по касательной, основная тема для Рогожкина — конечно, люди, показанные через повседневный аэродромный быт. С Аляски на "Аэрокобрах" прилетают американские летчицы, такие же молоденькие и неопытные, как наши ребята. Несмотря на языковой барьер, культурные и идеологические препоны, их неизбежно тянет друг к другу. Это вызывает разнообразные комичные ситуации и различное отношение к происходящему командира эскадрильи капитана Лисневского (Страхов), переводчицы Ирины (Немоляева), замполита Свиста (Ицков) и даже вольнонаемного чукчи Василия (Петров). Но главная угроза и проблема для всех — неадекватный контуженый алкоголик, комендант аэродрома Юрченко (Серебряков). Постепенно у всех основных героев обнаруживаются свои "скелеты в шкафу", и с приездом следователя НКВД Гуцавы (Ульянов) лирическая комедия превращается в жесткий детектив с неожиданным и трагичным финалом.
Тема Великой Отечественной войны продолжает оставаться актуальной для российских кинематографистов, но в последние годы этот интерес зачастую направлен на малоизвестные страницы истории. Все знают о поставках по ленд-лизу морскими конвоями через Мурманск, и здесь нельзя не вспомнить гениальный фильм Семена Арановича "Торпедоносцы" о летчиках, прикрывавших суда союзников с воздуха. О секретной воздушной трассе "Аляска — Сибирь" фильмов еще не было. Александр Рогожкин определяет свою картину как кинороман, и с этим трудно не согласиться — здесь и диапазон жанров, от комедии с характерным очаровательным рогожкинским юмором до психологической драмы с детективным сюжетом, и обилие героев, из которых трудно выделить центральных. Рогожкин прекрасно передает дух времени и места — ощущение настоящей авиабазы возникает буквально физически. За бытовыми подробностями жизни персонажей, простых отношений советских и американских пилотов и техников, разговорами о любви и втором фронте происходит движение большой политики. За идущие в бой "за нашу и вашу свободу" истребители СССР отправляет в Америку полные "Дугласы" золота. А заодно — поросенка Тарасика (Кузя) и чукчу Васю. Тарасик вообще стал одним из самых светлых и веселых персонажей фильма: в несколько эпизодов он легко "убирает" заокеанского Бэйба, поставляемого нам не иначе как по ленд-лизу. В ленте вообще немало прекрасных актерских работ - Алексей Серебряков, напоминающий опустившегося персонажа Владислава Дворжецкого из фильма "Бег", вернувшаяся после восьмилетнего перерыва прекрасная актриса Анастасия Немоляева, которую многие помнят по ее дебюту в "Курьере". Ее грустная переводчица Ирина чем-то близка героине Натальи Белохвостиковой из "Тегерана-43". Действие "Перегона", кстати, также происходит в 1943 году, в период введения в Советской Армии погон. В связи с этим легкое недоумение вызывает соседство в кадре формы старого образца у комсостава и нового — у младших лейтенантов, но это можно списать на извечный армейский бардак со снабжением. Настоящим украшением фильма стала роль второго плана Юрия Ицкова, блестящее попадание в образ замполита-перестраховщика, несколько даже подловатого — и вместе с тем обаятельного. К сожалению, некоторые молодые актеры зачастую несколько зажаты в кадре, произнося реплики неестественно, причиной чему могут быть не всегда удачно прописанные диалоги. За слишком богатым содержанием фильма иногда не чувствуется стержня, в ключевых сценах - акцента. Тем не менее, все 140 минут ленты смотрятся с неослабевающим интересом, и уже только это — большая редкость для современного кинематографа.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости