"ВОЗВРАЩЕНИЕ СУПЕРМЕНА": ЭТО ПРИШЛО С КРИПТОНА

Пресс-показ фантастического фильма "Возвращение Супермена" (Return of Superman, США, 2006, режиссер - Брайан Сингер, в ролях - Брэндон Рут, Кейт Босуорт, Кевин Спейси, Ева-Мария Сэйнт, Паркер Поузи, Джеймс Марсден, Тристан Лебу) прошел в кинотеатре "Каро-Фильм" в "Атриуме" 19 июля.
В картине Роба Райнера "Будь рядом" есть яркий эпизод: пацаны из американской ретро-глубинки решают вопрос, являющийся для них на тот мо¬мент основным: "Кто сильнее, Супермен или Микки Маус? - Конечно, Су¬пермен! Микки Мауса просто придумали, а Супермен был на самом деле!" Уже по этому спору видно, что к 50-м годам образ лету¬чего репортера Кларка Кента настолько укоренился в сознании масс, что они радостно принимали вымысел за реальность. К тому моменту, когда "битлы" объявили о том, что перекрыли популярность Иисуса Христа, Су¬пермен, заставляя брезгливо морщиться снобов от искусства, уже занимал свое законное место в специальном "комиксовом" зале Лувра наряду с Дьяболиком и Барбареллой. Кинематографисты же все как-то не торопились переносить его похождения на экран, оставляя образ изгнанника с плане¬ты Криптон на откуп ТВ и миллионным тиражам рисованных книжек.
Положение изменилось в 1978 году, когда начинающий (до этого он снял лишь шелестящий мрачной торжественностью "Омен") режиссер Ричард Дон¬нер поставил полнометражного "Супермена" для кино и, точно попав в тогдашние настроения Америки под управлением Джимми Картера, возвел характер пришельца в совсем уже немыслимую степень культа. Затем пос¬ледовали два сиквела, доверенные балагуру-абсурдисту Ричарду Лестеру; ныне они благополучно забыты, хотя современникам удавалось обнаружить в них проблески пародийного начала. Того самого, которого так отчаянно не хватает нынешней версии Брайана Сингера.
На дворе шестой год как новый век. В последнее время экранизаторы ко¬миксов научились справляться с не слишком податливым для кино материа¬лом, то привнося в жанр томную подростковую сентиментальность (оба "Человека-Паука" Сэма Рэйми), то усложняя, делая их почти фрейдистски¬ми, сюжеты и мотивации поступков героев, скрещивая "брошюру в картин¬ках" с Теннесси Уильямсом ("Бэтмен: Начало" Кристофера Нолана). Каза¬лось бы, невозможно воспроизводить известную историю Супермена с той прямолинейностью и тем пафосом, которыми отличалась давняя, излишне тягомотная, но милая лента Доннера. Однако именно это создателю "Обыч¬ных подозреваемых" странным образом удалось. Грозовой ночью Кларк Кент (Рут) возвращается в принявший его когда-то фермерский дом в облаке метеоритного дождя, тут же (благодаря теленовостям!) проворным умом смекает, что на Земле и сейчас не все в норме, а дальше... Дальше сле¬дует умопомрачительный набор штампов из всех фильмов об этом суперге¬рое, без единого нового поворота и новой коллизии. Происходящее на эк¬ране вызывает странную смесь жалости (к авторам) и негодования. Уже с пер¬вой минуты ясно, что в редакции своей "Планеты новостей" Кларк будет скромно поблескивать очечками, в другой же своей ипостаси он войдет в горящую избу, остановит на скаку коня и, как заправский Атлант, подх¬ватит на свои плечи множество громоздких предметов. И буква "S" в ром¬бе на его груди будет назойливо напоминать о большом бюджете, хотя так окончательно и не превратится в долларовый знак. Все это может быть интересно пятилетнему Маугли, обитающему в диких джунглях, до которых еще не добралась информация о подобном сверхчеловеке. Всем остальным суждено с точностью до секунды предугадывать, что, где и когда скажут и сделают персонажи. Это занятие немного скрасит их грустную дрему в кинозальной тьме. Некоторое оживление могут привнести и диалоги; такой ахинеи с экрана не доносилось с тех пор, как злосчастный Эрманно Ольми экранизировал Библию: "Кларк, Вселенная огромна!", "Разблокировка Зем¬ли не работает!", "Что это было? - Супермен! - Где же он? - Полетел обратно". Нет уж, воистину старый (образца 1978 года) Кент лучше новых двух.
Трезвые умы возлагали надежды на тщательно проработанную лирическую линию (ведь история Кларка Кента, в первую очередь, история любви!) и на появление Кевина Спейси в роли очередного супостата. Но все новации в знаменитой love story свелись к тому, что прекрасная журналистка Ло¬ис Лэйн (Босуорт) давно уже стала матерью пятилетнего ребенка и влачит свое невеселое существование в обществе заурядного, лишенного интел¬лекта парня, с которым у нее что-то вроде затянувшейся помолвки. Не¬давний фильм Николая Досталя "Коля Перекати-Поле" доказывает, что и из такой тоскливой жизненной ситуации можно сделать шедевр. Но у Сингера вся драма Лоис и Кларка в итоге сведется к бесконечным ночным полетам во сне и наяву. Своего рода утрированный "Романс о влюбленных".
Лекс Лютор, персонаж Кевина Спейси, давний злодей, амнистированный апелляционной комиссией "после того как Супермен не явился в суд", конечно же, более интересен. Одержимый комплексом Прометея босс, мань¬як, поставивший себе на службу кристаллические технологии, пытается создать из своих кристаллов новый континент, затопив опостылевшие Се¬вероамериканские Штаты. Небезынтересная эта идея, однако, быстро раст¬воряется в общей банальности, нивелируется неуязвимым недоразумением в крылатом плаще, смертельно скучным Супер-Кларком, которого не удается уничтожить даже радиоактивным изотопом с родной планеты: "Кто с Крип¬тона к нам придет, от криптонита и погибнет?" Удел мегаломанов, подоб¬ных Лютору и его порочной подружке, как и в "Гиперболоиде инженера Га¬рина" - необитаемый остров. Следует отметить, что грамотная игра Спей¬си лишена здесь привычного блеска. Виной тому - нечеловечески бледный для фильма о нечеловеке сценарий, где просто негде и некуда развер¬нуться. И невозможно не вспомнить гневные слова Фрэнсиса Форда Коппо¬лы: "Почему я не могу снимать то, что мне хочется, а им позволено тра¬тить огромные деньги на фильмы про придурка, летающего по небу?"
Борис Белокуров, InterMedia

Последние новости