"ЭММАУС-2006": ИЛЬЯ ЧЕРТ НЕ ЗАХОТЕЛ ИЗВИНЯТЬСЯ ПЕРЕД МИЛИЦИОНЕРАМИ
День первый.
Гостей фестиваля встречал забытый в придорожном огороде слегка порванный биллборд прошлогоднего "Нашествия", по которому можно было оценить, что с прошествием времени и сменой названия состав участников мало изменился. Раздрай организаторов одного фестиваля и рождение двух, а также экономия на рекламе сказалась и на количестве публики. На тверском вокзале скучал водитель автобуса, ожидая хоть какого-то прибавления. К началу фестиваля по дороге шли не толпы, а группки неформалов, которые потом расположились на огромном поле, поближе к сцене. Организаторы такого явно не ожидали. В ближайшей к сцене фан-зоне продавцов пива огородили специальной решеткой, чтобы их, не дай бог, не задавили фанаты, а последних окружил кольцом ОМОН. Но поклонники русского рока безобидно распивали пиво на траве — перед сценой стояли всего несколько рядов, поэтому звездам рок-н-ролла приходилось всматриваться дальше — еще несколько рядов облепили забор вокруг фан-зоны. Если перед фестивалем прогнозировали нашествие от 70 до 150.000 человек, то сейчас организаторы надеются на цифру в 30.000. Невооруженным глазом было видно еще меньше — не больше 15.000 в оба дня. Зато у охраны было больше времени на досмотр. На входе у корреспондента InterMedia сначала хотели отнять пустую бутылку из-под минералки, а затем выкинули в мусорку зубную пасту. (Видимо, чистые зубы — это небезопасно.)
Артисты, которым в этот раз заплатили гонорар, как могли его отрабатывали. "Кто будет громче кричать, тому следующая группа даст $50!" — упражнялся в остроумии солист "Никеля". Деньги зрителей не привлекли, хотя они бы им пригодились: еду и напитки проносить строго запрещались, а цены шашлыка и пива сильно отличались от тверских. Видимо, разорившись на гонорарах артистам, на остальном решили сэкономить. Конферировал концерт сам продюсер Дмитрий Гройсман. Он хриплым голосом представлял музыкантов: "Представляю всеми любимых питерцев — группа "Сплин"!" и зажигал зал репликами "Все остальные даже не знают, как нам хорошо!" (так он закрывал первый день фестиваля). Пиротехники ни на одном выступлении не наблюдалось, а на двух больших экранах между песнями показывали зажигательный, точнее, "тушительный" видеоряд — "Профилактика пожаров, основные причины и их последствия", подготовленный тверским отделением МЧС.
Оживили публику лишь школьницы из группы "Ранетки". Их песня "Бай-бай, Алиса" не смогла разозлить даже агрессивных "алисоманов" — так умилительно они смотрелись на сцене со своими песнями-кричалками. Играть они не умели, зато их энергии хватило, чтобы мужчины поднялись и заворожено уставились на сцену. Поднять глаза на сцену заставила и группа "Пилот". После трех первых песен Илью "Черта" прорвало. Солисту группы испортили настроение милиционеры, которые не хотели его пускать на "Эммаус" — у него не было проходной карточки, а когда карточка появилась, разговаривали невежливо: "Они разговаривают с нами, как с быдлом, они могут все, что захотят. Следующая песня для них. Козлы в погонах! Никогда мой ребенок не наденет эту форму и не наденет на себя погоны". После этого "Пилоту" дали спеть всего две песни: "Терроризм" и "Королевство шлюх", во время которых солист артистично изображал сотрудников ОМОНа: то с щитом и воображаемой дубинкой метелил воздух, то хмуро туда-сюда ходил с непростым лицом. Сценическое шоу, за которым пристально наблюдали милиционеры, прервал директор группы Валерий Карпенков. Он подбежал к солисту и что-то начал говорить ему на ухо, после чего Черт с грохотом бросил гитару и отошел. "Я директор группы, у нас возникла проблема. Мы не хотели оскорбить всех конкретно милиционеров. Просто возник инцидент, и везде попадаются люди, которые просто не умеют разговаривать. Хочу извиниться перед всеми людьми, которые работают порядочно", - смущаясь и путаясь в словах, пытался оправдаться Карпенков. В это время в мониторы был слышан мат Дмитрия Гройсмана. "Ты что наделал? Да сейчас же… Зачем ты, б…, это сделал? Ты же понимаешь, б..., что не все такие?" — кричал продюсер на Черта. После перерыва Илью вывел на сцену Дмитрий Гройсман и сказал, что тот сейчас извинится. Но лидер "Пилота" опять не послушался. Он попросил милиционеров объяснить товарищам по службе, что "один такой человек наносит позор на всех". "Я не имел в виду всех людей в погонах. Но не в первый раз уже такое происходит. Мы получаем громадное количество жалоб от поклонников на то, как с ними обращаются, и группа "Пилот" по этой же причине прекращала свои выступления на городских фестивалях, когда избивали детей. Просто не хочется, чтобы это повторялось, — изменившимся голосом жалобно объяснил вокалист. — Пожалуйста, ребята, которые служат, следите за своими товарищами, объясните им, что вы сила, вы должны их охранять. Мы вам доверили эту работу — охранять нас всех". На этом выступление "Пилота" закончилось. Вместо заявленных 12 песен он отыграл всего шесть. Подавленного Илью Черта привели в пресс-центр, где журналистам запретили задавать вопросы про реплики (см. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ), а на сцену высыпали весельчаки из "Короля и шута". Окончательно сгладила конфликт группа "ЧайФ". Омоновцы опять подобрели, столпившись у сцены, и стали ласково смотреть на Шахрина и оглядываться на блондинок. Социальный надрыв сменился рок-н-роллом и профессиональным дурачеством. Бегунов просил девчонок ночью быть радушными, а пацанам "не жрать больше меры", а Шахрин ностальгировал, сравнивая "Эммаус" с Грушинским фестивалем. А под конец Шахрин попросил всех поднять руки-респектометры, чтобы выразить "респект" всем организатором, в том числе и службе безопасности. Милиционеры расслабились — фестиваль выжил.
День второй
Когда на главной сцене официально закрыли первый день, народ потянулся на малую сцену. Альтернативная сцена "Эммауса", стоявшая почти вплотную к палаточному городку, работала до ночи. Музыканты, клавшие на жесткую музыку тексты типа "Я это ты, ты это я" хмуро смотрели со сцены и старались выглядеть как можно брутальнее. Но у них не всегда получалось. "Покричите-ка мне какую-нибудь кричалочку", — предложил один. "Даешь рок!" - так и не услышав кричалочки, хрипло проорал в микрофон вокалист. Выгоднее всех использовала площадку "Эммауса" группа "Звезда Полынь". Во время ее выступления людям бесплатно раздавали диски с ее музыкой, а для закрепления материала песню "Вампирская любовь" повторили два раза — на сцене в это время зажглись припасенные фейерверки. Так продолжалось до трех ночи, пока сменяющие друг друга музыканты и зрители не дошли до одинакового состояния. Тогда в артистов полетели бутылки, а последние стали угрожать расправой зрителям. Палаточный лагерь не спал до утра. Между палатками создались группы по интересам, которые, пока была физическая возможность, разговаривали о жизни, судьбах российского панка и рока и горланили песни хедлайнеров фестивалей. За всем этим наблюдали юноши в сером за решеткой — они берегли реку Волгу от посягательств купальщиков. Между двумя сторонами даже возникали диалоги. "А ты че, мент что ли, да?" — добродушно спрашивал пьяный посетитель русского "Вудстока". - "Да нет, в армии, срочник. Поставили сюда нас как шакалов…"
Во второй день фестиваль покинули поклонники "Короля и шута" и "Пилота", поэтому поле стало еще более немноголюдным. В палатках уже демпинговали в отсутствие очередей, а в середине дня у малой сцены собралось чуть ли не больше народу, чем на основной. Просто в это время выступала тверская группа "Паха-Пау" — тверичи ушли смотреть земляков. Оставшиеся выглядели как-то подавленно. Даже дневной хедлайнер "Сплин", призванный разгорячить публику, не оправдал ожиданий. "Мы будем петь новые песни, чтобы познакомить вас с альбомом", — сказал Александр Васильев и затянул: "Шел 3007-й. Я умер". Публику эта новость не оживила. "Этот праздник не для всех, не для этих, не для тех", — пел Васильев сонным зрителям. Актуальной оказалась и другая песня: "Лети, лети лепесток, лети на Дальний Восток, лети на Ближний Восток… скажи, что с той стороны никто не хочет войны", — мирил израильтян с Ливаном Васильев. Пыталась найти общий язык с публикой и группа "Пилигрим": "Как дела? Вы любите рок-музыку? Мы тоже любим рок-музыку!" Сергей Чиграков просто обвел глазами поле и вяло проговорил: "Что-то вас как-то мало…" Взбодрила публику только группа "Ночные снайперы". Диана Арбенина прыгала, надевала бейсболку, срывала ее и общалась со зрителями, как со старыми друзьями, время от времени передавая в микрофон приветы увиденным знакомым. Вячеслав Бутусов и "Ю-Питер" вышли на сцену все в черном, как когда-то лидер команды выходил на "Нашествии" с возрожденной на один день группой "Наутилиус Помпилиус". Репертуар был подобран соответствующий. "Тутанхамон", "Крылья", "Утро Полины", "Прогулки по воде", "Князь тишины" — зрителям уже было даже не важно, закрыты ли глаза под темными очками Бутусова: по схожести с караоке-посиделками конкуренцию ему составил бы только Макаревич. После черного Бутусова на сцену вышел черный Кинчев. И все почернело-покраснело. Разбогатевшие питерские поклонники уже жгли не один факел, как раньше на главной песне, а по несколько на каждой композиции. ОМОНовцы предпочли в месиво из розового дыма и огня не вмешиваться, даже когда догорающие факелы полетели назад, в толпу. Однако обошлось без жертв. Кинчев пел песни только с нового альбома, разбавив их парой древних — "Иди ко мне" и "Мое поколение", однако новый альбом встречали даже лучше старых песен.
Пафос двух мастодонтов рок-н-ролла сбил "Ленинград". Несколько участников группы вышли, надев "арафатки", а к и так большой питерской банде добавился огромный лысый шоумен. Его задача состояла только в том, чтобы сидеть на стуле, кивать головой и в традициях лучших клипов Дженнифер Лопес жестами общаться с публикой. "Ленинград" отыграл лучшие свои вещи, включая совсем старые "Пулю" и "Звезду рок-н-ролла" и новую "Свободу", навеянную заключением Михаила Ходорковского. В это время расходившихся зрителей зазывали в маршрутки до Москвы, однако желающих было мало. "Что, москвичей, что ли, нету? — недоумевал водитель. — В прошлом году маршрутки вообще битком уходили". Москвичи все были на единственном концерте "Ленинграда" — дома такого увидеть им не дадут.
Илья Жегулев, InterMedia