"ЛИФТ": ГЛУБОКИЙ СПУСК
В недавно отстроенном современном московском небоскребе каждый занят своими делами — молодой парень (Горобченко) приехал рассказать отцу-бизнесмену о том, что мать уже в коме, мужчина в костюме (Спиваковский) выясняет отношения с женой, спортсменка (Рычкова) торопиться на тренировку, дама-медик (Родионова) мучает мужа, скрипач (Верник) — ну, очевидно, собирается на репетицию. Вскоре всем им предстоит встретиться в одной кабине холодного стального лифта, где первым окажется избитый парень, а последним заскочит мужчина — уже без костюма и с окровавленным кухонным ножом. Но настоящий ужас ждет их впереди, когда двери захлопнутся, и все пятеро поймут — останавливаться в своем движении вниз лифт не собирается. Возможно, никогда.
У жителей многоэтажек лифты с самого детства вызывают некий мистический ужас — гробоподобная капсула, которая, как при телепортации, невидимым для глаза образом переносит пассажира из одного пространства в другое. Сама конструкция лифта неизбежно вызывает у человека пусть самые минимальные приступы клаустрофобии, боязни рухнуть в шахту или остаться навеки в ней замурованным. Лифт может, как клещами, схватить пассажира дверьми, а, продолжая движение — перерубить пополам. К этому можно добавить тягостное ощущение присутствия незнакомых спутников, с которыми приходится находиться тет-а-тет, лифт — одна из любимых маньяками территорий. На Западе, кроме того, считается, что в кабине удобно заниматься сексом, в России же ее зачастую используют в качестве бесплатного туалета. Немудрено, что эти механизмы неоднократно становились героями различных кинокартин — одних лаконичных "Лифтов" можно вспомнить, как минимум, три — Дика Мааса, Артура Бормэна, Владимира Седова, наконец. В лифте происходит ключевая сцена "Револьвера" Гая Ричи, весь фильм пьет в кабине шампанское герой комедии "Лифт уходит по расписанию" Михаила Кокшенова.
В отличие от известного "Лифта" (Down, 2001) Дика Мааса, в котором это достижение цивилизации превращается в одушевленного кровавого монстра-мутанта, подобного чудовищам Лавкрафта, "Лифт" Плоткина — скорее, лодка Харона, уносящая современных московских обывателей в пучины ада. Непрерывный спуск продолжается шесть часов, при этом события развиваются стремительно — герой Спиваковского практически сразу получает от спортсменки по голове, первый труп появляется через какие-то минуты экранного времени. Разумеется, у всех персонажей лезут из шкафов многочисленные скелеты, экстремальная ситуация срывает маски обыденных приличий. Все бьются в истерике. Хотя фильм заявлен как психологический триллер, всерьез эту психологию воспринимать трудно, но наблюдать за развитием событий достаточно интересно. Жанр Всеволод Плоткин выдерживает не очень точно, но это и к лучшему — в картине немало забавных моментов, благодаря чему просмотр не превращается в пытку чужими мутными страхами и комплексами. Украшением фильма стала, как нетрудно догадаться, роль Даниила Спиваковского — артиста, обладающего редким даром сниматься много и в чем угодно, не теряя энергетики и шарма. Неожиданно порадовал Игорь Верник, впервые сыгравший не светского долдона с оскалом до ушей, а напряженного скрипача с глубоким двойным дном и проблемами с самоидентификацией. Возможно, очередной "Лифт" не в состоянии сильно напугать зрителя или поразить его психологической глубиной, но неплохо развлечь публику картине вполне по силам.
Борис Гришин, InterMedia