"КОМПАНЬОН": МУЗЫКАЛЬНАЯ ФЕЕРИЯ
Вряд ли в России найдется много любителей кантри. И еще меньше тех, кто знаком с радиошоу "Prairie Home Campanion", которое вот уже 30 лет ведет Гаррисон Киллор. Что не умаляет достоинств всех перечисленных явлений. Теперь у нас есть шанс познакомиться - и не просто познакомиться, но и практически внедриться в это шоу - благодаря создателям картины "Компаньон". К юбилею своей передачи Киллор написал сценарий, в котором свел все эти 30 лет воедино и, недолго думая, принес его Роберту Олтману — режиссеру-легенде, мэтру и монстру киноиндустрии. "Я об этом шоу узнал от жены. Сколько ее помню, она всегда его слушала и, когда мы начали работать над фильмом, стала моим консультантом", - сказал Олтман журналистам. Режиссер давно набил руку на создании запутанных историй с толпами колоритных персонажей. При этом он славится своей язвительностью на грани фола. Олтман не впервые берется за музыкальные фильмы. И каждый раз это не просто фильм с музыкальными номерами. Достаточно вспомнить "Нэшвилл" - полудокументальную ленту о музыкальном фестивале, "Канзас-сити" - драму с ностальгией по старым добрым временам и джазу. За полтора месяца Олтман и Киллор, два южанина с едким чувством юмора, создали один из лучших музыкальных фильмов за всю историю кино. И они будто бы читали по паре трагикомедий классицизма в день: единство времени, места и действия соблюдены до точки. Казалось бы, это должно было здорово усложнить дело, и, может, создателям и правда пришлось нелегко, но для зрителей "Компаньон" - 105 минут легкого и веселого времяпрепровождения. Если в "Госфорд-парке" создавалось впечатление, что подглядываешь в замочную скважину аристократичной английской усадьбы, то тут полный эффект присутствия в зале — шоу традиционно идет в прямом эфире и записывается на сцене в Сент-Поле, штат Миннесота. Фильм снимали там же, записывая музыкальные номера вживую прямо на сцене.
Целая череда характеров, один другого краше, проходят перед глазами: парочка Левша и Грязнуля в исполнении Джона О.Рейли и Вуди Харрельсона; мать — кантри-певица Мерил Стрип и дочь - Линдси Лохан, пишущая песни о самоубийстве; суровый начальник охраны Келвин Клайн; сам Киллор — безупречный радиоведущий, мечтающий о работе, где не надо произносить ни звука... Сюжет можно описать одним словом: жизнь. Со всем ее абсурдом, страстями и прелестями. Тут вам и молодые, и старые, и смерть, и беременность, и любовь, и ангел, и представитель страшной Техасской Корпорации. Только начав ниточку повествования, авторы бросают ее, заставляя нас или додумывать ее продолжение самим, или неотрывно следить за новыми событиями — на выбор. Фильм наполнен таким грубоватым юмором суровых прерий: порой соленым, порой искренним и беззащитным. "Мы не люди, живущие в раю на пляже, мы люди, ожидающие, что станет только хуже", - говорит герой Гаррисона Киллора.
81-летнего режиссера на съемках подстраховывал Пол Томас Андерсон, но старикан еще задал перцу не только в кино, но и на пресс-конференции: "забывал" вопрос, потом "забывал" ответ, сурово глядел из-под кустистых бровей. "Я всегда знал, что она прекрасная певица, но не думал, что она такая хорошая актриса", - сказал он, перебив Мерил Стрип, когда она расписывала, как боялась петь в кадре. Стоит отметить, что такое качество музыкальных номеров нечасто встретишь в музыкальных фильмах, где поют сами актеры, а не профессиональные певцы. Впрочем, посмотреть эту драму все-таки стоит, даже если кантри — не самый ваш любимый стиль.
Наталья Думко, InterMedia