АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ: "БУЛГАКОВ ОДОБРЯЕТ МЕНЯ С ТОГО СВЕТА"
"32 года назад ко мне пришел поэт Павел Грушко и принес свою пьесу в стихах, написанную по мотивам "Мастера и Маргариты". При этом он навестил еще 8-9 композиторов — мол, кто скорее напишет. Теперь Грушко в Америке, я был у него, и мы подписали контракт, где он позволил мне использовать и его стихи даже без указания фамилии. Вот и вышло так, что только я подхожу к финишу, спустя все эти годы, с готовой оперой".
(О СОВРЕМЕННОЙ ОПЕРЕ)
"Какой жанр — решить непросто. Да, наверное, "современная опера", то есть вещь многожанровая. В ней много музыкальных намеков и цитат из Чайковского, Дунаевского, Верди, советской музыки середины XX века. То есть идет главная эмоциональная тема — она моя, оригинальная. А в подыгрыше используются эти самые намеки. В итоге — свыше двух часов музыки, цель которой — равно как и при чтении книги — возбудить фантазию слушателя, а кроме того — еще раз утвердить величие первоисточника".
(ПОПАДЕТ ЛИ ЕГО ОПЕРА НА СЦЕНУ)
"Я не представляю себе, как опера может быть исполнена в концертном или театральном варианте. Это просто невозможно. Если только найдется сумасшедший миллионер, который потянет такой масштаб. Скоро начнется запись на диск, требующая сверхкачественного уровня исполнителей. И одно дело записать все звуки по частям, а потом на компьютере смикшировать, но как живьем собрать в одном месте два полноценных оркестра (классической и народной музыки), хоровую капеллу, ансамбль имени Александрова, всевозможные электросоло из рок-музыки (гитары, синтезаторы…), солирующих певцов? Ну что вы! А этот ансамбль Александрова, может, и нужен-то всего на два куплета, не больше".
(О ФИЛЬМАХ ПО РОМАНУ "МАСТЕР И МАРГАРИТА" КАРЫ И БОРТКО)
"Будь я наследником, то эти фильмы вообще закрыл. Нет, со мной, в отличие от иных "творцов", никакой чертовщины не происходит, и мне кажется, что Михаил Афанасьевич одобряет мою работу с того света. Я уже 30 лет живу с романом — и 30 лет не решался записывать найденные музыкальные темы. И только сейчас путем внутренних борений решил это сделать. А эти господа… "Давай возьмем 1,5 миллиона долларов и сварганим!" Вот это слово "сварганим" и является определяющим. <…> Эти фильмы — это просто плохо и неталантливо во всех смыслах, они взялись за непосильную задачу".
(О БЮДЖЕТЕ И ПРЕДПОЛОГАЕМЫХ ДОХОДАХ ОПЕРЫ)
"Затрат материальных нынче — невпроворот, это чистой воды финансовый убыток, и никогда, допустим, распространяя диск, даже "в ноль" не удастся выйти. Но все равно издавать диск я буду на свои деньги. А все солисты работают у меня бесплатно. Такое вот у меня к ним условие! Единственное — оркестранты ни в чем не виноваты, и им мы заплатим".
("Московский комсомолец", 18.08.06)