"КОЧЕВНИК": НА ТОМ СТОЯЛА И СТОЯТЬ БУДЕТ КАЗАХСКАЯ ЗЕМЛЯ
Лучший воин джунгарского хана Галдан-Царена, батыр Шарыш (Дакаскос) послан в степь с приказом поймать казахского мудреца и прорицателя Ораза. Но мужественного философа не взять силой, и он лишь снисходительно соглашается выручить Шарыша, отправившись к хану в гости. Ораз поможет Галдан-Царену выбрать лучшего коня в табуне и напророчит скорое появление смертельного врага, которому суждено изгнать джунгар с казахской земли. По совету своего шамана Галдан-Царен решает уничтожить будущего героя еще в младенчестве - это важное задание вновь поручено Шарышу. Жестокий батыр уничтожает караван казахского хана, убивает его молодую жену — мать будущего героя. Но Ораз прозорливо успевает спасти младенца. Мудрец решает сам воспитать маленького Мансура, создав боевую школу из лучших казахских мальчиков, собранных со всей степи. Спустя годы Мансур (Беккер) вместе со своим другом Ерали (Эрнандес) становятся лучшими воинами казахской земли. Им предстоит вместе сражаться с безжалостными джунгарами, но между назваными братьями встанет любовь к одной девушке — прекрасной Гаухар (Есмагамбетова). Конфликт между чувствами и долгом разворачивается на фоне батальных сцен и кровавых единоборств, среди бескрайних казахских степей.
Самый масштабный проект в истории казахского кино, снимавшийся четыре года двумя, российским и голливудским, режиссерами и стоивший около $40 млн., как и многие национальные блокбастеры, является сказочно-историческим эпосом. Ханский сын Мансур, ставший легендарным Аблай-ханом, объединитель казахских племен — историческое лицо. В XVIII веке он действительно изгнал джунгар (нынешних калмыков) из казахских степей. Однако детали этих событий, изложенные в картине, и все прочие основные персонажи являются вымыслом сценариста Рустама Ибрагимбекова. Что само по себе совершенно нормально для киноэпоса, даже если он призван создавать новый государственный миф. Сожаленья достойна лишь упущенная возможность рассказать исторический факт о выкупе Аблай-хана из джунгарского плена российским послом — это прекрасно подчеркнуло бы давние традиции дружеских отношений между Казахстаном и Россией, выразившиеся, в частности, и в работе над "Кочевником". Основная задача, которую поставили перед собой кинематографисты, заключалась в создании продукта мирового класса. Отсюда — известные голливудские актеры в главных ролях, Милош Форман, придающий в качестве одного из продюсеров международный вес сугубо национальному по содержанию проекту, и даже участие братьев Вайнштейн в подготовке американской прокатной версии. Стоит признать, что в целом "Кочевник" получился вполне крепкой профессиональной лентой, достаточно зрелищной, неплохо снятой и смонтированной. То, что состоит она в основном из крайне пафосных и поверхностных штампов,— вполне в духе жанра. Фильм, хотя и стремится выглядеть как можно более голливудским, отчетливо напоминает социалистическое историческое кино прошлого века — таковы румынские "Даки", советский "Ярослав Мудрый" и многие другие подобные ленты. Но "Кочевник", разумеется, выглядит намного современнее и красочней. И пускай ему далеко в глазах искушенного зрителя до картин, подобных "Трое", для детей младшего и среднего школьного возраста он будет наверняка интересен.
Борис Гришин, InterMedia