АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА: "МЫ ПРИНАДЛЕЖИМ К СЕКСУАЛЬНЫМ МЕНЬШИНСТВАМ"
"Дело в том, что в любой идеологической системе помимо ее истинных приверженцев всегда существуют и те, кто на ней откровенно паразитирует. Возьмите то же христианство: кроме аскетичных страдальцев святого Себастьяна, Иисуса Христа, в нем было и много других. Под прикрытием этой религии хорошо устраивались так называемые "декамероновские" монахи, которые сладко ели, гуляли с женщинами, ничего не делали и, в общем, жили лучше всех. В коммунистической идеологии, как мы знаем, было то же самое. Одни кидались за идеи в огонь, мужественно переносили пытки, бесплатно отстраивали страну, другие прикрывались за их спинами и отстраивали себе чужими руками роскошные дачи. Как раз те люди, которые относились к коммунистической идеологии крайне цинично, и тащили меня в партию. Я отлично понимала, что, получив от меня заявление, эти псевдокоммунисты сядут в черную "Волгу" и уедут в свои загородные хоромы, а я с этого момента буду обязана на них работать, утопать в новых проблемах".
(ПО КАКОЙ ФОРМУЛЕ СОЗДАЮТСЯ ХИТЫ)
"Формулу вывести можно, но не нужно. Теоретически я за неделю могу любого научить писать песни, в том числе шлягерные, поскольку хорошо знаю технологию. Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый "скандеж", то есть с помощью определенной ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю. Это все равно что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным. Вряд ли великий Чайковский писал свою "Ромео и Джульетту" для того, чтобы обязательно понравиться публике".
(О ПЛАГИАТЕ)
"Бывает, сочинишь потрясающую мелодию, влюбишься в нее и вдруг с сожалением обнаруживаешь, что у нее уже есть автор. Если ты хочешь быть не просто звездой, а настоящим мастером, надо находить в себе силы отказаться от этого соблазна. Это примерно то же самое, как если бы понравившаяся вам женщина оказалась женой вашего друга. В такой ситуации лучше отойти в сторону. Бывает очень смешно, когда воруешь песню у самой себя, причем нота в ноту. Многие композиторы понимают, что песня — это, как правило, ненадолго, поэтому позволяют себе какие-то заимствования друг у друга. Я мелкий плагиат не осуждаю. В конце концов, еще Моцарт сказал: "Все, что написано до меня, — то мое".
(О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ)
"Давно заметила, сегодня можно написать очень хороший квартет или отличную симфонию, но донести ее до массового слушателя очень сложно. Да, критики оценят, зрители академического зала поаплодируют, и все… Другое дело — удачная песня. Что говорить обо мне, когда сейчас мало звучат и Шостакович, и Прокофьев — композиторы, которых знает весь мир. Из, допустим, 40 симфоний Моцарта сегодня играют от силы 5 — вот за что обидно. Обидно, что никто не направляет внимание молодежи на истинные культурные ценности. Я считаю, ни в коем случае нельзя бросать человека, который заявляет, что он не понимает, например, музыку Шостаковича. Надо помочь понять, дать послушать что-то еще. Ведь для того чтобы по достоинству оценить выдающееся литературное произведение, надо просто много читать. Так же и в музыке. Понятно, есть 40-минутные оратории, довольно сложные для восприятия неподготовленного уха, но ведь существует достаточно так называемой "популярной классики", которая может быть понятна миллионам. Где она? В сложившейся ситуации я должна сказать "спасибо" Евгению Светланову за то, что он записал диск моих произведений, и радоваться тому, что мою серьезную музыку играют хотя бы за рубежом".
(О ПЕРСПЕКТИВАХ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ)
"У меня такое впечатление, что скоро в мире музыки непременно случится какой-то прорыв. Должен появиться талантище, способный дать новый толчок развитию современной эстрадной песни. Революционная ситуация уже назрела: из рок-культуры все выдоили, композиторские открытия группы "Битлз" использовали по максимуму, в результате сейчас происходит топтание на месте. В этой всеобщей музыкальной растерянности кто-то пытается обратиться к латиноамериканской музыке, кто-то — к африканской (рэп-культура), но это все ненадолго. Что касается текстов песен, то когда-то Джоаккино Россини сказал: "Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку". Тогда он пытался этим удивить, а сегодня это уже обычное дело. Мне тоже ничего не стоит завернуть в музыку и счет из прачечной, и статью из газеты, только я не вижу в этом особого смысла. Этим сейчас активно занимаются рекламщики. Современная реклама — это сплошные оратории. Поют на голоса прозаические слоганы, причем иногда это получается красиво".
(О ЦЕНЗУРЕ)
"Я никогда не делала трагедии из того, что ту или иную песню запретили. Всегда относилась к этому философски: не сегодня, значит, завтра выйдет. Глупо сидеть и копить обиды, когда можно успеть еще столько всего сочинить. Я ведь и сегодня от невостребованности не страдаю. Мы вообще стараемся жить в ритме молодежи".
(О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ)
"Ну-у-у, до развода у нас не доходило, хотя конфликты, в том числе крупные и на творческой почве, у нас случались. Но у нас всегда было очень много совместной работы, поэтому долго в состоянии ссоры находиться не могли. И вообще, мы не настолько устали друг от друга, чтобы рассказывать об этом. Как говорил Маяковский: "Я поэт — и этим интересен!" А сегодня многие издания скатились до обсуждения того, кто кому разбил нос и кто кого куда послал. Еще лет 20 назад случалось так, что, приезжая куда-то вместе, мы вызывали искреннее удивление окружающих: "Как?! Вы все еще вдвоем?! А говорили, что вы разошлись…" Но мы никогда никаких опровержений не давали. Перефразируя слова пианиста Николая Петрова, сказанные в интервью вашему издательскому дому, мы принадлежим к сексуальным меньшинствам, мы до сих пор любим друг друга".
("Дочки-матери", 04.09.06)