АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ: "РАНЬШЕ АКТЕРЫ МНЕ НЕ ОТКАЗЫВАЛИ"
"С моим другом и продюсером Сергеем Сельяновым мы часто вспоминаем премьеру фильма "Про уродов и людей" на "Кинотавре" в Сочи в 1998 году. Тогда не принято было закатывать фуршеты с купеческим размахом, а полагалось на пляже накрыть "полянку" на три столика, чтобы коллеги и друзья по цеху могли выпить, закусить, обменяться мнениями в неформальной обстановке. Представив фильм, мы отправились на "полянку" и стали ждать, когда коллеги подтянутся, выпьют за премьеру. Когда сеанс окончился, смотрим - идут коллеги, но к нам не поворачивают. Встречаемся с ними взглядами, а в них ужас. И тут Сельянов мудро предположил: "Нам, похоже, ничего не светит. Не ошибусь, если нас тут считают уродами!" Сережа Маковецкий, исполнитель главной роли, пытался с кем-то заговорить, но безрезультатно. Невероятный случай в истории "Кинотавра"! Однако мы были счастливы и веселы. Мы-то знали: фильм получился. В итоге Александр Митта вручил мне спецприз со словами: "Вот самый крутой режиссер!"А потом мы в Канн с "Уродами и людьми" отправились. К радости Маковецкого. А ведь когда он впервые прочитал сценарий, долго чесал затылок".
(ОБ ОТКАЗАХ АКТЕРОВ СНИМАТЬСЯ В "ГРУЗ-200")
"От съемок в этом фильме отказался не только Маковецкий. Я для Жени Миронова специально написал центральную роль, но и он тоже испугался. Сказал, что после "Охоты на пиранью" хочет играть положительных персонажей. Кстати, Маковецкому я предлагал совсем небольшую роль. Но он сказал: "Я не советую тебе этот фильм снимать!" На что я ему ответил: "Спасибо за совет!". <…>Действительно, раньше не отказывали. Разве что по занятости. А тут - по принципиальным соображениям! Кстати, в "Жмурках" вообще принцип был такой: собрать большое количество звезд, пусть даже в эпизодах. В "Грузе-200" другой принцип - звезды совсем не обязательны. Отказались, ну и ничего страшного. Из известных актеров будут Алексей Серебряков, Леонид Громов, Юрий Степанов".
(О СЮЖЕТЕ "ГРУЗА-200")
"Там любовный треугольник. С одной стороны, традиционный, с другой - странный. Девушка любит десантника, он погибает в Афганистане. Это 1984 год, на данный момент глубокое ретро. Последний год Черненко, махровый застой. А эту девушку очень сильно любит милиционер. Он не герой мистического триллера, не маньяк. Он - импотент. Отсюда и многие коллизии фильма. Действие происходит в провинции. Мне интересно воссоздать ту эпоху. Ведь многие уже ничего этого не помнят. Как и то, что "Груз-200" - это мертвые в цинковых гробах, что доставлялись из Афгана. Кино будет радикальное, много натуральных сцен. Хочу сделать интересный фильм, необычный. Скорее всего, это будет кино не для всех. В "Грузе-200" все должно быть максимально достоверно. Сейчас все бросились штамповать сериалы, где о достоверности говорить не приходится. Я эти сериалы смотрю принципиально! Смотрю, чтобы самому сделать все не так!".
(О "ДЕВЯТОЙ РОТЕ")
"Я такое кино не очень люблю. По-моему, это какой-то длинный клип. Я взял с собой своего младшего сына, так он все меня спрашивал: "Папа, когда начнут стрелять?", а когда начали, стал тыкать: "Папа, когда кончат стрелять?"
(О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО КИНОПРОИЗВОДСТВА)
"Главная проблема сегодняшнего кинопроизводства отнюдь не деньги. В нашем кинематографе нет блестящих идей! Впрочем, в советское время их тоже было мало. На 150 фильмов в год всего две-три киноленты были настоящими шедеврами, еще десять-пятнадцать - просто хорошим кино. Все остальное - бред. За 70 лет советской власти появилось всего несколько десятков мощных фильмов. И теперь эту "золотую коллекцию" бесконечно крутят. Наверное, то же останется и после нас...".
("Смена.ру", 08.09.06).