МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ ТЩАТЕЛЬНО ПРОДУМАЛ, КАК ОТМЕТИТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ШОСТАКОВИЧА
Пресс-конференция, посвященная концерту в рамках празднования юбилея Дмитрия Шостаковича, состоялась 15 сентября в Большом зале консерватории. В ней приняли участие виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович, генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, ректор Московской консерватории Тигран Алиханов, представители спонсоров. Концерт, где Мстислав Ростропович встанет на пульт Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф.Светланова, состоится в день рождения композитора - 25 сентября - в БЗК. По мнению организаторов в этой "кульминации празднования юбилея Шостаковича в России" (Тигран Алиханов) все очень символично — и дата, и место, и выбранные сочинения (Восьмая симфония и Первый скрипичный концерт (солист Виктор Третьяков)), и состав участников. "Все три имени неразрывно связаны с Московской консерваторией. И Шостакович, и Ростропович, и Третьяков являлись или являются профессорами консерватории", - открыл конференцию ректор МГК, сообщив прессе о том, что Мстислав Ростропович принял решение передать весь полученный от концерта гонорар в фонд им. Шостаковича при Московской консерватории. Сам маэстро объясняет свое решение тем, что "связь Шостаковича с Московской консерваторией очень значительна", и потому он решил отдать деньги в помощь молодым музыкантам. Объясняя выбор программы, Мстислав Ростропович окунулся в историю собственной жизни — вспомнив военные годы, эвакуацию, возвращение в Москву, знакомство с Шостаковичем, он рассказал, что поначалу занимался сочинением музыки. По его словам, Дмитрий Шостакович, у которого Ростропович занимался инструментовкой, звонил его матери и говорил: "Слава должен остановиться с виолончелью, он должен сочинять". Но однажды композитор пригласил студентов в БЗК на предпремьерную репетицию его Восьмой симфонии. "После этого я перестал сочинять музыку", - поделился Мстислав Ростропович, рассказав, какое сильное воздействие произвело на него это сочинение. Уже в консерваторские годы между композитором и виолончелистом установились теплые дружеские отношения, и свой Первый виолончельный концерт Дмитрий Шостакович посвятил ученику. Мстислав Ростропович выучил его наизусть за четыре дня, после чего исполнил сочинение композитору, приехав к нему на дачу в Комарово. Эту "премьеру" коллеги отметили водкой, и когда Мстислав Ростропович сел играть концерт во второй раз, ему показалось, что он исполнил часть виолончельного концерта Шостаковича, а часть - Сен-Санса. Что касается Первого скрипичного концерта, который прозвучит в юбилейном концерте в исполнении Виктора Третьякова, то он был посвящен Давиду Ойстраху, и премьера его состоялась также в БЗК. По словам Ростроповича, в этом сезоне к нему поступило множество предложений выступить в лучших залах мира именно в день рождения Дмитрия Шостаковича, но он решил отдать дань памяти композитора и друга именно в Большом зале консерватории. Ни одну страну мира, по его словам, Мстислав Ростропович не любит так, как Россию. Именно поэтому музыкант решил перевезти сюда свой архив. Виолончелист вспомнил, как им с Галиной Вишневской, только что эмигрировавшим в Париж, позвонили из советского консульства и велели немедленно сдать советские паспорта. Музыкант набрался смелости и ответил, что не вернет их. "Когда я умру, дочки продадут паспорта на аукционе Sotheby’s", - сообщил он чиновникам.
В беседе Мстислава Ростроповича с прессой, конечно, вспомнился недавний конфликт между его супругой Галиной Вишневской и Большим театром (см. МУЗЫКА от 08.09.06). "Вишневскую я знаю 50 лет, - начал рассказ музыкант, сделав многозначительную паузу, - и очень ценю ее - как великую певицу, актрису и как человека. Я редко встречаю людей, эмоции которых связаны со следующим за ними действием. Большинство людей жалуется на жизнь, но не предпринимает никаких шагов". По словам Ростроповича, он был в Париже, когда его супруга сходила на премьеру оперы "Евгений Онегин" в постановке Дмитрия Чернякова. "Когда я позвонил ей ночью, она расплакалась, - продолжает музыкант. — Это ее жизнь. Дебют Вишневской в Большом театре состоялся в 1953 году в партии Татьяны и стал ее триумфом. Ее последним спектаклем был тоже именно "Евгений Онегин", поставленный специально для нее в 1982 году парижской Grand Opera. Поэтому увидеть "саму себя" в таком измененном виде для нее было травмой. Я сказал Гале: "Делай так, как ты считаешь для себя нужным и необходимым". И я считаю, что она поступила правильно, по совести".
В подарок Мстиславу Ростроповичу консерватория преподнесла факсимильное издание набросков Шестой симфонии П.И.Чайковского.