ТЕАТР ОДНОГО МАМОНОВА
Петр Мамонов представил публике свой моноспектакль "Мыши и зелененький" 25 сентября в концертном зале "Мир". Выступление, отчасти продолжавшее празднование 55-летнего юбилея основателя группы "Звуки Му" и объединяющее в себе композиции и рассказы разных лет, стало отличным подарком для истинных ценителей творчества Петра Николаевича. Перфомансы Мамонова нельзя в полной мере назвать спектаклями, как и не подпадают они под характеристику простого концерта: это шоу, шоу одного актера, которому не требуется массовка или симфонический оркестр для создания ярчайших образов, иллюзий, передачи своего настроения публике. И одновременно это честное признание в своих страхах и слабостях, срез души, глубокое исследование своих переживаний и реакций, образ не музыканта, а человека, который не теряет своей живости из-за "причесанного" имиджа. Концертный зал был заполнен лишь наполовину, интеллигентная публика, давно знакомая с творчеством музыканта, тихонько перешептывалась в предвкушении представления, когда резко стало темно. В свете софитов, словно из ниоткуда, появился Петр Николаевич и под легкий гитарный аккомпанемент стал напевать-проговаривать. Публика замерла, словно загипнотизированная, и лишь через несколько композиций стали доноситься смешки зрителей на шутливые ужимки актера. "Бывает, целую ночь не спишь…" пел Мамонов, залихватски и нервно отбивая чечетку. Минимум музыки, двустороннее освещение, рисовавшее карикатурные тени по бокам от актера, необычные и нерифмованные композиции вкупе с оригинальным исполнением, создавали впечатление таинства для посвященных, высокого неформального искусства. Однако "гротескные и пародийные" истории Петра Николаевича в первую очередь несут искренность и простоту, отдачу внутреннего мира зрителям, и публика это чувствует, так что уже после исполнения "Зимы" из зала доносились крики "Браво!" и "Мамонов гений!" "Я так хотел бы, чтобы внутри у меня была камера…" - признавался Петр Николаевич и под бурные аплодисменты вставал на голову; "Не удается трогать тебя по Интернету…" - кричал он в микрофон и принимался исполнять что-то вроде нижнего брейк-данса; "Ну я же просто старый дядечка, я валялся в пыли…" - шептал Мамонов под латинские напевы. Даже к концу перфоманса он легко и почти по-балетному прыгал по сцене, со стороны производя впечатление мальчишки с озорными глазами, и тут же внезапно начинал горбиться и шаркать, словно слабый полупарализованный старик. Удивительная пластика тела и яркая специфическая мимика, казалось бы, независимые от текстов и жившие параллельно друг с другом, удивительно точно отражали смысл сказанного и спетого. Если Мамонов орал в микрофон, что он "маленький кролик", то вставал на карачки и демонстрировал это в полной мере; в зависимости от композиции музыкант выл, мяукал, изображал Элвиса Пресли или падал на сцену. Публика разделилась на тех, кто в восторге от спектакля и тех, кому так не понравилось, что они вышли из зала, не выдержав психологической нагрузки, однако равнодушных не было. Зрители долго не хотели отпускать Мамонова, но, смущаясь, лишь восторженно обсуждали увиденное и позволяли себе выкрики "Браво!", и Петр Николаевич не разочаровал публику, рассказав "на бис" историю из жизни. "А сейчас я вам спою песенку…только ее надо петь под гитару…", - улыбался музыкант и принимался рукой изображать игру на струнах, напевая "Северо-западного слона". "Спасибо, Москва! Спасибо вам за все!" - растроганно улыбался Мамонов, под бурные аплодисменты и выкрики прощаясь со зрителями, и хитро улыбаясь, добавлял: "И спокойной вам ночи!"
Екатерина Зуйкова, InterMedia