КАПИТОЛИНА ДЕЛОВАЯ — "МЕГАХАУС: МУЗЫКА НОВОГО ВРЕМЕНИ"

"Олимп". Книга вышла в свет в августе.
Я перестал читать в "МК" страничку "Мегахаус" полтора или два года назад — стало неинтересно. Раньше читал: продравшись сквозь, мягко говоря, оригинальный авторский стиль Капитолины Деловой, можно было найти довольно ценную информацию. Инсайдерскую, как нынче принято говорить: ведущая "Мегахауса", пользуясь дружескими и доверительными отношениями со звездами музыки, нет-нет да и радовала читателей эксклюзивными подробностями и сенсационными откровениями. Претензии к рубрике были и тогда: например, набор героев зависел от личных предпочтений Капитолины, которые иногда изгибались довольно причудливо, наводя на мысли о неальтруистической природе некоторых публикаций. А гетеросексуальным читателям было сложно смириться с описанными во всех красках подробностями личной жизни, к примеру, "Ночных снайперов" или Бутч. Несмотря на это, в целом "Мегахаус" был ярким явлением — в принципе, журналист должен несколько мифологизировать среду, которую он описывает, и Капе это удавалось. Она создавала и развенчивала кумиров и заставила какую-то часть читателей смотреть на современную музыку ее глазами.
Но вот когда мифологизация затмила собственно журналистику, читать "Мегахаус" стало крайне тяжело. Деловая начала совмещать ведение полосы с продюсированием рок-артистки, а все содержание рубрики говорило о том, что ведущая свято уверовала в придуманную ею же картину мира. Фразы типа "Земфира — это вселенская глобальность" (в интервью Евгения Хавтана смотрящиеся особенно нелепо) и откровения Мары о том, что она "рок-принцесса", а "Братья Грим" - "рок-принцы", должны были насторожить даже тех, кто раньше Деловой верил. "Какая, на хрен, рок-принцесса? — наверняка подумал не один десяток читателей. — Кто это придумал? И кто на это поведется?" Примерно тогда же в мифологии "Мегахауса" появилось понятие "Нового Времени", которое якобы то ли наступило, то ли вот-вот наступит. В принципе термин "новое время" в контексте рубрики имеет не больше смысла, чем слово "Мегахаус". Но, если название полосы уже стало брендом (как, кстати, и псевдоним "Капитолина Деловая"), то прогоны о Неминуемом Приходе Нового Времени И Новой Музыки и псевдоглубокомысленные окончания заметок типа "вот оно, ептыть, Новое Время" неимоверно раздражают, делая практически невозможным чтение материалов "Мегахауса". Тихо сам с собою я веду беседу — примерно таким может быть сегодняшний девиз рубрики.
Несмотря на то, что "Мегахаус" переживает не лучшие времена (Новое Время, видать, накрыло не на шутку), материалы полосы были собраны и изданы в 352-страничной брошюре, которую одолеть еще сложнее, чем газетную полосу. Во-первых, в книге картинок нет, а во-вторых, выстроенные в обратном хронологическом порядке статьи никак не были адаптированы для публикации под мягкой обложкой. Большинство газет действительно живет один день, и заставлять себя перечитывать интервью трехлетней давности, протухшие сенсации и велеречивые авансы можно, на самом деле, лишь с одной целью — чтобы сравнить шоу-бизнес-сказочки Капитолины Деловой с реальным миром и убедиться, что различий куда больше, чем сходства. В числе редких исключений — материалы про теракт на фестивале "Крылья" 2003 года: несмотря на трагедию, концерт был продолжен, а в телеверсии ни одним кадром не намекнули на то, что во время мероприятия погибли люди. Заметки "Рок с привкусом тротила" и "Гитары гремели тротилом" читаются на одном дыхании даже спустя три года — потому что это живая журналистика и настоящее расследование, а не натужный пиар "рок-принцесс", "вселенской глобальности" и "нового времени".
Марк Радель, InterMedia

Последние новости