"ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ" - "ДИКИЕ ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ"
Эту пластинку еще до ее релиза успели назвать "явно лучшим русскоязычным альбомом в нынешнем году". Не знаю, поверил ли кто столь вескому печатному слову. Все же этому титулу не хватает парочки уточнений. Например: "явно лучший в нынешнем году русскоязычный альбом среди тех, в которых упоминается Владимир Путин". Или: "явно лучший в нынешнем году русскоязычный альбом для аудитории журнала, считающего главным культурным событием года визит в Москву Дэвида Тибета и Current 93". Авторам упомянутого издания совсем нетрудно выбрать лучший русскоязычный альбом года: "Гражданская оборона", "Ленинград" и "Мумий Тролль" в 2006-м пластинок не выпускали, а остальные отечественные проекты на тех страницах всерьез рассматривать не принято.
Ну да ладно. Мы начнем не с конца — вынесения приговора, - а с начала, то есть истории одного преступления под названием "Елочные игрушки". Александр Зайцев и Илья Барамия считаются главными отечественными звездами интеллектуальной электронной музыки — недаром рядом с их названием постоянно маячит аббревиатура IDM. Однако какими бы качественными ни были их компьютерные инструментальные работы, без своих коллабораций "Елочные игрушки" так и остались бы непризнанными подпольными гениями с сотней экземпляров проданных носителей. Совместные же проекты сделали Зайцева-Барамию настоящими знаменитостями. В 2H Company их IDM оттенял параноидальный хип-хоп Михаила Феничева и Михаила Ильина. Еще ближе к народу "Елочные игрушки" должны были стать, "аккомпанируя" матерным хрипам тучного и лысого охранника рынка Стаса Барецкого. Но на их "Электронщину" клюнули не столько любители брутального шансона, сколько "богема", до этого носившаяся как с писаной торбой с "Ленинградом" и "Кровостоком".
В прошлом году "Елочные игрушки" подписали контракт со "Снегирями": те выпустили их альбом электронных бульканий, переиздали относительно нашумевших "Психохирургов" 2H Company и не успели переиздать "Электронщину". "Дикие елочные игрушки" - явная попытка компании реабилитироваться за то упущение. Александр Зайцев и Илья Барамия в стремлении показать товар лицом собрали на альбоме не только своих давних соратников, но и пригласили новых друзей, в том числе группу "Ленинград". В результате получилась пестренькая картина в жанре классического кукольного спектакля "Необыкновенный концерт" - причем нашлось место и для номеров с журчащим унитазом и орущей кошкой, и для действительно интересных работ. Две песни рычит Барецкий, но даже его поклонники признавали, что эти музыкальные шутки по скрещению блатняка с электроникой испытания вторым альбомом вряд ли выдержат; они и не выдерживают. Трек от 2H Company недурен — свои вирши Феничев и Ильин по-прежнему слагают исключительно причудливо. "Ленинград" представлен в альбоме в виде короткого сэмпла, вплетенного в чудовищную какофонию номера "На х… Корни". Началом великой дружбы может стать появление на альбоме Алексея Никонова из "Последних танков в Париже": радикальная поэзия "Маяковского наших дней" вполне органична в музыкальном обрамлении "Елочных", хотя нельзя не отметить, что как декламатор Никонов напоминает Егора Летова. Человек, неоднозначно назвавшийся "Г", представлен на диске забавным треком "Блондинка" - у 2H Company появились последователи. Небезынтересна также песенка "Девочка с Земли" от "Чикиса", а вот две вещи "Самого большого простого числа" звучат куда менее интригующе, чем название этого проекта.
И о главном. Главный упоминается в двух песнях. 2H Company употребляют сравнение "мордочка у него, как у уставшего ежика", а Леха Никонов заканчивает свое произведение "Врубайся в Пруста" описанием расправы над юными девами и словами "расстрелом командовал президент великой страны — Владимир Владимирович Путин". Но не торопитесь делать выводы о том, что в молодежном искусстве вызрел наконец протест против режима. Вызреть-то он, может, и вызрел, но узнавая об этом из глянцевых гидов по развлечениям, сложно отнестись к революционным настроениям всерьез.
Алексей Мажаев, InterMedia