"ДЬЯВОЛ НОСИТ PRADA": КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ
Благодаря внушительной рекламной кампании, сопровождавшей эту картину, редкий человек не знает о том, что фильм снят по одноименной автобиографической книге Лорен Вайсбергер. Это произведение об ужасах фэшн-индустрии шесть недель была в списке бестселлеров New York Times и, само собой разумеется, просилось на экран изо всех сил. Постановка была поручена телевизионщику Дэвиду Фрэнкелу, известному нам по сериалу "Секс в большом городе".
Итак, выпускница колледжа Андреа (Энн Хатауэй - "Дневники принцессы", "Заколдованная Элла", "Крейзи"), провинциалка, зато отличница, главный редактор студенческой газеты и просто весьма ответственная и амбициозная девушка ищет место в главном нью-йоркском журнале мод Runway, что можно перевести как "Подиум". Несмотря на полное несоответствие образа Андреа и необходимого гламурного облика ассистентки главного редактора, девушка получает заветную работу. Ее босс - миссис Миранда Пристли (Мэрил Стрип) - превращает жизнь Андреа в настоящий ад. Постепенно любимые свитера и туфли без каблуков летят на свалку, и на их место приходит высокий стиль мира большой моды. Спустя время Андреа становится не только шикарной модницей, но и абсолютно незаменимой помощницей для тиранши Миранды, которая способна сделать для своей начальницы все, даже отыскать свежайшего неизданного "Гарри Поттера" в нескольких экземплярах. Своеобразная дуэль двух героинь приводит к полнейшему взаимопониманию между начальницей и ассистенткой.
За образом Миранды Пристли стоит Анна Винтур, главный редактор американского журнала Vogue, от которой Лорен Вайсбергер хлебнула не один фунт лиха. Мерил Стрип однако отказалась изображать законченную стерву и сделала свою героиню интеллигентной, уставшей героиней, за "дьявольским" лицом которой можно увидеть ранимую женщину сложной судьбы (впрочем, как известно читавшим роман, приблизительно таковой и является вышедшая из полунищей еврейской семьи Миранда Пристли). В силу этого дьявол, заявленный в названии, приобретает слишком метафорическую окраску. Подобная нечистая сила стоит за любой современной индустрией, будь то мода или шоу-бизнес или любая другая машина по заколачиванию денег. Поэтому и мода в картине довольно-таки условна и ограничивается пестрым разнообразием костюмов главных героинь, в которых не сразу опознаешь творения Миуччи Прады, Калвина Кляйна, Джимми Чу, Фриды Джаннини (главный дизайнер линии женской одежды дома Gucci) и прочих вершителей моды, чьи имена звучат для женского слуха как песня. В любом случае, читавшие книгу после просмотра картины Фрэнкела рискуют оказаться в легком недоумении.
Удивительно другое. В современном мире, где престижная карьера ставится выше человеческих отношений, финальный уход Андреа, так сказать, "вернувшейся к корням" и потертым свитеркам с барахолки, выглядит совершенным анахронизмом, залетевшим в наш век откуда-то из 70-х, когда американское кино выстреливало социальными антибуржузными лентами с завидным постоянством. Подобный финал картины, который легко можно упрекнуть в излишней сентиментальности и нехорошей наивности, с точки зрения элементарной этики современного человека по-своему уникален. Если "дьявол" выбирает Prada, то "ангел" выбирает секонд-хэнд — такова незыблемая мораль этой ленты.
Анастасия Белокурова, InterMedia