ОТАР ИОСЕЛИАНИ СЧИТАЕТ КИНЕМАТОГРАФ ТРЕТЬЕЙ ДРЕВНЕЙШЕЙ ПРОФЕССИЕЙ
Пресс-конференция, посвященная лирической комедии Отара Иоселиани "Сады осенью", прошла в кинотеатре "Ролан" 24 ноября. Поскольку, по словам ведущего брифинга Антона Мазурова, представлять Отара Иоселиани никому не было нужно, пресс-конференция сразу началась с вопросов к режиссеру. Объясняя, почему он не снимает свои фильмы в родной Грузии, режиссер сказал, что в современной Грузии снимать кино вообще невозможно. Индустрия полностью разрушена, немногие картины снимаются годами, рекорд скорости — шесть лет: "Я уже не в том возрасте, чтобы тратить столько времени на фильм: постареют актеры, разбежится съемочная группа". В целом, положение, сложившееся в Грузии, является, по мнению постановщика, также крайне тяжелым. Вообще, первые вопросы журналистов касались в основном сложившейся политической ситуации в отношениях Грузии и России. Иоселиани подверг резкой критике возмутивший его поступок президента Франции Жака Ширака, по своей инициативе вручившего Владимиру Путину Большой Крест ордена "Почетного легиона", который сравним, по словам режиссера, с советским орденом Ленина - "или даже званием Героя Социалистического труда". "Ширак совершенно безграмотный человек, для которого весь бывший СССР — большой газовый баллон, который он надеется получить с помощью Путина, - заявил кинематографист. - О ситуации в Чечне он судит не по статьям Политковской, а по стихам Лермонтова: "Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал…" Не менее нелицеприятно Иоселиани отозвался и о других политических лидерах, которые слишком активны и оптимистичны, думая, что все знают лучше других. Поэтому за ними очень забавно наблюдать, что за Шираком, что за Путиным, за Жириновским или Саакашвили. Конечно, знаменитого грузинского режиссера не могли не спросить о качестве грузинского вина. "Я в вине совершенно не разбираюсь и о его качестве могу судить только на следующий день, - под общий смех ответил Иоселиани. - А вот в русской водке разбираюсь очень хорошо. И могу сказать, что теперь она вся стала некачественной". Впрочем, о современном грузинском вине он ничуть не более высокого мнения: "Они его привозят в цистернах, потом разливают на каких-то заводах — ну какое тут может быть качество?! А "Боржоми" мы давно не пьем, потому что там одна сода". В качестве характерного примера Иоселиани рассказал историю о чешском пивном заводе, построенном в Кахетии: "Через год приехали чешские специалисты, мы спросили — чего не хватает в этом пиве? "Совести", - ответили чехи".
Отвечая на вопрос о своих впечатлениях от I Римского кинофестиваля, Отар Иоселиани отказался сказать что-либо конкретное, признавшись, что "весь фестиваль был пьян" и ничего не помнит. Однако, когда эта тема всплыла вновь, режиссер добавил, что состояние опьянения, хотя и очень приятное, делает его только более собранным - "так что никто не заметит, что я пьян". Рассуждая о кинематографе, режиссер заявил, что кино скорее несет зло в мир. По его мнению, это самая коррумпированная отрасль человеческой деятельности после журналистики: "Вы и сами это знаете — не зря вашу профессию называют "второй древнейшей". Ну, а кинематограф тогда — третья".
Борис Гришин, InterMedia