"ТОКИО" - "PULS 200"
Если в недавнем прошлом группы, подобные "Токио", преподносились пиар-службами в качестве долгожданного открытия и нового слова в музыке, то теперь мелочиться не принято. "Лучший рок-проект года" - и баста. А кто сомневается, тому предъявляется матрешка MTV RMA: малоизвестная и не шибко любимая в народе команда "Токио" стала, пожалуй, главной сенсацией церемонии, унеся статуэтку в этой номинации. Русский сектор Интернета, услышав название проекта-победителя, начал прочищать уши и изумленно спрашивать друг у друга по сети: "Кто? "Токио"?! Как такое может быть?" Ну, если официально, то за группу "Токио", уже несколько лет без особого успеха маячащую во второй лиге русского поп-рока, проголосовало в категории "рок-проект" наибольшее количество зрителей. Вы в это верите? А придется поверить, ведь правду мы узнаем в лучшем случае из мемуаров какого-нибудь уволенного функционера MTV. Версии же могут быть самые разные — от банального, но очень толстого, конверта от продюсера до маркетинговой политики "MTV-Россия": чтобы о церемонии говорили, нужны спорные, почти скандальные победители. Немного, одного вполне достаточно. В прошлом году это была "лучшая певица" Жасмин, в этом — "Токио"; спонсоры у них, кажется, все же разные.
Вышесказанное, впрочем, не отменяет того факта, что к прослушиванию нового альбома "Токио" большинство людей приступит с вопросом: и это пластинка лучшего рок-проекта года? (Хотя выпускающая фирма, к ее чести, в рекламной кампании не очень педалирует факт награждения.) Диск у Ярослава Малого и Ко получился довольно крепким, но на лидерство ну никак не претендующим. Несмотря на то, что в преддверии релиза и интервью нужной степени скандальности состоялись, и клипы были запущены в эфир, представить население, распевающее песни "Токио", все еще сложновато. Разве что композицию "Если да", мелодически перекликающуюся с "Хочешь" Земфиры, и порядком уже заезженную "Кто я без тебя", которую снабдили крайне неудачным, на мой взгляд, клипом с кадрами из "9 роты". Вегетарианская музыка "Токио" очень слабо соотносится с батальными сценами, да и вообще с понятием "рок". Песням альбома очень сложно сопереживать, потому что прекрасно слышно, что главной движущей силой в творчестве Ярослава Малого является самолюбование: в каждом звуке чувствуется наслаждение его совершенством (в представлении группы "Токио"), солист тащится от своей манерности, заменяющей внятные вокальные данные, а смесь живых гитар с электронными инструментами позволяет "токийцам" считать, что они открыли то самое новое слово в музыке. Не открыли, потому что вышеперечисленный набор качеств альбома совершенно не работает в отсутствие в песнях и голосе вокалиста харизматичности. Хорошо аранжированные, но беспробудно вялые, треки воспринимаются скорее как фон, чем как хит-синглы; что-то в музыке "Токио" есть от трип-хопа, но зачем тогда называть себя рок-проектом? В принципе, группа продолжает традиции аполитичных и зацикленных на "модности звука" "Сегодня ночью", "Свинцового тумана" и "Мультфильмов", но практика показывает, что к таким командам публика остается гораздо равнодушнее, чем им бы хотелось. Потому что зрители не любят, когда им пытаются впарить пустоту в красивой обертке.
Алексей Мажаев, InterMedia