"ОСТРОВ": ДУХ БОЖИЙ ВИТАЕТ, ГДЕ ХОЧЕТ

Пресс-показ мистической драмы "Остров" (Россия, 2006, режиссЈр - Павел Лунгин, в ролях - Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Нина Усатова, Юрий Кузнецов) состоялся в кинотеатре "Октябрь" 9 ноября.
В годы Великой Отечественной войны небольшое судно, перевозившее в Белом море уголь, напоролось в тумане на немецкий карательный крейсер. Фашисты вытащили закопавшегося в уголь единственного перепуганного матроса, заставили его выдать капитана, а потом и вовсе совершить предательство - выстрелить в товарища из парабеллума. Судно с углем немецкие моряки взорвали, а контуженного предателя подобрали монахи затерянного на северных островах православного монастыря. В 70-х годах прошлого века бывший матрос, ставший монахом под именем отец Анатолий (Мамонов), открывает в себе дар "духовного зрения", он может видеть будущее и исцелять людей. Анатолий становится "юродствующим старцем", уединенно живет в кочегарке, спит на угле. Эксцентричные манеры Анатолия вызывают ропот братии, особенно ключника отца Иова (Дюжев), но за старца неизменно заступается настоятель монастыря отец Филарет (Сухоруков). Однажды к Анатолию привозят из Москвы одержимую бесом девушку, излечить которую не смогли никакие столичные светила психиатрии. Встреча с отцом бесноватой, влиятельным адмиралом, ставит роковую точку в судьбе отца Анатолия.
Вызвавшая немалый общественный резонанс картина Павла Лунгина посвящена уникальной для современного отечественного кино теме. Трагическая ошибка, проявленная однажды слабость становятся причиной драмы, чувство вины за которую невозможно искупить никаким покаянием. Конечно, "Остров" не является фильмом о реальной монастырской жизни, это скорее духовная притча. От других лент христианской тематики он отличается нестандартностью высказывания, почти на грани фола, однако Лунгину удается ни разу не переступить черту, которая превратила бы его историю в фарс. С "Островом" произошла история, чем-то сходная с фильмом "Страсти Христовы" Мела Гибсона. Никто не ожидал, что картина, снятая американским католиком, звездой голливудских боевиков, может быть принята православной общественностью и церковью. Трудно было ожидать столь удачного проникновения в духовную жизнь православного человека и от либерального режиссера-космополита, известного достаточно постмодернистскими кинопроектами. Впрочем, ничего странного в этом нет — как любят говорить православные, "дух Божий витает, где хочет", то есть, не считаясь с нашими представлениями о том, где и как ему "правильно" проявляться, кто достоин оказаться вольным или невольным его ретранслятором. Во многом об этом и фильм.
Разумеется, сравнение с лентой Гибсона достаточно относительно, и разница в масштабе этих работ очевидна. Павлу Лунгину не удалось избежать совершенно справедливых упреков в некоторых крайне неправдоподобных деталях — девушка, приезжающая за благословением на аборт, отец Анатолий, придумавший для нее мифического старца и вещающий от его лица, да и многое другое. Некоторые критики со стороны клира не без оснований опасаются, что вдохновленные лентой неофиты могут попасть под влияние псевдоправославных сект или еретических течений, ведь младостарчество — это одна из серьезных реальных проблем современного православия, о которой авторы постановки могут даже не догадываться. Но, как бы там ни было, "Остров" благодаря многочисленным фестивалям и пиратским дискам увидело уже множество зрителей, и для многих он стал реальным поводом задуматься о Боге и собственной душе. Это уже чудо, которое происходит у нас на глазах, и адекватно оценить фильм, оказавшийся на него способным, можно будет только по прошествии долгого времени.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости