MUSICA VIVA СЫГРАЛ "ПРЕМЬЕРУ" "ГЕРОИЧЕСКОЙ" СИМФОНИИ
Академический камерный оркестр Musica Viva п/у Александра Рудина открыл сезон 11 ноября концертом своего цикла "Шедевры и премьеры" в Большом зале консерватории. Программу, посвященную видным политическом деятелям рубежа XVII-XIX вв. и получившую название "Герои эпохи Бетховена", классически окаймили две симфонии: в начале вечера впервые в Москве прозвучала Симфония ре-минор Антона Эбреля, посвященная российскому императору Александру I; во втором отделении оркестр исполнил посвященную Наполеону Бонапарту Третью "Героическую" симфонию Л. ван Бетховена. В середине вечера прозвучал Виолончельный концерт До мажор Антона Крафта, где в роли дирижера и солиста выступил маэстро Рудин. Название концертного цикла в данном случае себя оправдало — шедевры остались шедеврами, а премьера сочинения, написанного два века назад, наглядно продемонстрировала, почему партитура оказалась забытой. Как ни старался оркестр, чутко внимающий каждому жесту и, наверное, даже вдоху своего руководителя, отличное, продуманное, максимально выстроенное исполнение не спасло рассыпающуюся по форме и не богатую на выпуклые мелодии симфонию Эбреля. Но неожиданно "премьерно" прозвучал и Бетховен. Дело в том, что заигранная "Героическая" трактуется обычно исходя из названия — предстает мощным полотном в исполнении большого оркестра с пронзительной медью: берет, что называется, массой. Возможно, Александр Рудин с его камерным составом, приглушенными аккуратными духовыми и двумя натуральными трубами оказался ближе к оригиналу, и симфония прозвучала очень интересно. Мягкое, уравновешенное исполнение, где выверено и просчитано не только целое, но и осмыслен каждый такт, каждая интонация и каждая "перекличка", стало своего рода "премьерным" для сочинения. Пожалуй, меньше всего в программе вечера повезло виолончельному концерту Крафта. Это репертуарное произведение Musica Viva доводилось слышать в других концертах - тем сильнее было на сей раз впечатление какой-то искусственной диверсии. Оркестр и солирующий инструмент стабильно держали разницу в одну восьмую тона. После первой же фальшивой длинноты подумалось о жильных струнах, которые дают такой эффект, но в дальнейшем с этой мыслью пришлось расстаться — судя по тембру, струны оказались обычными. Зная лучшее исполнение этой музыки этими музыкантами, равно как и мастерство коллектива и его руководителя, неудачное звучание может быть объяснено только обстоятельствами внешнего характера. Впрочем, "Героическая" симфония Бетховена прозвучала вслед за концертом Крафта так свежо и оправданно, что заставила забыть обо всех недоразумениях.