"КАЗИНО РОЯЛЬ": ПОКЕР ДЛЯ ШПИОНА
Джеймс Бонд - новичок на службе МИ-6 - в эффектном черно-белом прологе демонстрирует свою способность убивать, за что получает заветные два нуля. Затем на острове Мадагаскар использует беговой стиль "паркур" в погоне за чернокожим противником, после чего получает задание пустить по миру международную террористическую организацию: в черногорском казино Royale проходит покерный турнир, и молодому агенту предстоит обыграть плачущего кровавыми слезами ("редкая дисфункция слезной железы", по его собственному признанию) Ле Шиффра (Мэдс Миккельсен) — банкира, заведующего объемной террористической казной. В общем, сделать все необходимое для того, чтобы в финале под знаменитую мелодию Джона Барри произнести знаменитые слова: "Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд".
Первый роман о Джеймсе Бонде "Казино "Рояль", написанный Яном Флемингом в 1953 году, переносился на экраны дважды: в телевизионном фильме 1954 года "Высшая точка" и в пародийной кинопостановке 1967 года, осуществленной силами пяти режиссеров — Бондов, заметим, в этой картине насчитывалось тоже пятеро, причем одним из них была… женщина (Мату Бонд сыграла Джоанна Петтет). Учитывая, что почти все романы Флеминга были экранизированы, совершенно логично, что "Казино Рояль" рано или поздно обязан был встать в один ряд с прочими фильмами эпопеи.
Однако с самого начала все пошло не совсем привычным путем. Поклонники традиционной "бондианы" напряглись тогда, когда еще до начала съемок стало известно, что в картине не будет обязательных второстепенных персонажей — безнадежно влюбленной в Бонда секретарши мисс Манипенни и главного специалиста по мудреным шпионским техническим штучкам — ученого Кью. Продюсеры ленты Барбара Брокколи, ее сводный брат Майкл Уилсон и режиссер Мартин Кэмпбелл, в чьем архиве уже есть "бондовский" "Золотой глаз", утверждали, что необходимо создать новую, "серьезную" реальность для похождений знаменитого шпиона. Решение лишить сериал гламурного лоска и технических новшеств было принято с целью развивать "бондиану" в реалистическом ключе. Да и новый Бонд, британский театральный актер Дэниэл Крейг отказался играть привычный образ агента 007, предпочтя изобразить героя более высокого "эмоционального уровня". Бонд образца 2006 года (действие картины также перенесено в современность — более того, происходит в июле текущего года) куда как сильнее уязвим, человечен и склонен к рефлексии, нежели его предшественники. Он только-только получил лицензию на убийство, и дело "Казино Рояль" - его первое серьезное задание. На эту роль пробовалось много актеров — от Юэна Макгрегора и Клайва Оуэна до болливудской звезды Ритика Рошана, но выбор продюсеров в пользу Крейга вызвал самые сильные споры за всю историю "бондианы". Дело дошло до того, что на защиту актера от разгневанной общественности встали былые исполнители роли супершпиона Роджер Мур, Пирс Броснан, а также именитый Кристофер Ли. Смена актера и превращение новой серии в серьезный шпионский боевик разделило зрителя на два противоборствующих лагеря. Те, для кого Бонд уже скорее персонаж комикса, нежели обычный британский спецагент, ждут от продолжения все той же убийственной иронии, гипертрофированно навороченного действия, более адекватных актерских работ - в общем, привычного балагана эмоций и трюкачеств. Для таких "Казино Рояль" станет чем угодно, но только не продолжением бондовской эпопеи. Остальные, менее зацикленные на том, как все-таки должно выглядеть нормальное кино про Бонда, возможно, увидят здесь новую стилистику, которая придется им по душе. В любом случае, это кино надо смотреть. Хотя бы для того, чтобы вынести вердикт самому.
Анна Лукьянова, InterMedia