"ПАРИЖ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ": 20 ГРАММОВ ПОДЛИННОГО ЧУВСТВА
Итан и Джоэл Коэны, Уэс Крэйвен, Альфонсо Куарон, Гас Ван Сэнт, Александр Пэйн, Оливье Ассайя, Том Тыквер… Эти имена в особом представлении не нуждаются. Мегапроект продюсера Клоди Оссар ("Амели", "Деликатесы", "Аризонская мечта") включает в себя 19 новелл, объединенных одной темой - любви в Париже - и снятых 21 режиссером. Каждый сюжет длится около пяти минут и представляет собой некое, в той или иной степени талантливое, высказывание о знаменитом городе романтики, шансона и жареных каштанов. Подзаголовок фильма — "Районные истории любви" — обозначил структуру картины: каждый режиссер выбрал себе местечко, на фоне которого изложил свое видение человеческих отношений, случайных встреч и любовных историй. Несмотря на то, что большинство участников альманаха — иностранцы, в целом (за редкими исключениями) кино получилось абсолютно европейским, включая все плюсы и минусы этого определения. Большинство новелл демонстрирует современный киноязык, свойственный Старому Свету, и по режиссерскому самовыражению мало чем отличаются друг от друга. Некоторые (например, бутафорский китч первого режиссерского опыта оператора Кристофера Дойла) вообще находятся за гранью любой критики.
Первой была снята короткометражка Тома Тыквера — один из лучших фрагментов парижской мозаики, - коротко, но емко рассказывающая об отношениях молодой актрисы (Натали Портман) и слепого парня. Этот фильм должен был задать тон и настроение всему проекту. К сожалению, далеко не все режиссеры отнеслись к этому зачину внимательно. Так отличный сюжет братьев Коэнов с великолепным Стивом Бушеми о трудностях туризма во Франции, иронично предлагающий очередную версию объяснения улыбки Джоконды, соседствует с экстравагантным безумием Сильвена Шомэ ("Трио из Бельвилля"), чья новелла повествует о любви двух мимов — мужчины и женщины, шатающихся по улицами Парижа в клоунском гриме; наркотическая фантазия Оливье Ассайя - с очередной вариацией на гомосексуальные темы Гаса Ван Сэнта; страннейший опус Нобухиро Сува о том, как мать встречает погибшего сына, используя для этого появившегося из ее воспаленного сознания проводника-ковбоя, - с внутрисемейным куражом дуэта Фанни Ардан и Боба Хоскинса, сыгравших супругов-актеров в новелле Ричарда Ла Гравенезе; "диалог с секретом" Ника Нолти и Людивин Санье в новелле Альфонса Куарона - с горько-сладкой поездкой в Париж от Александра Пэйна. Среди бытовых разговоров, жизненных коллизий и рассуждений за жизнь мистические сюжеты Винченцо Натали ("Куб") и Уэса Крейвена - единственные, кто вносит в так называемую парижскую реальность (а иногда и просто буквально) свежую кровь. В первом случае это - поэтическая вампирская феерия а-ля "Город грехов" Роберта Родригеса о том, как герой Элайджи Вуда встречает прекрасную девушку-вампира, и какой нечеловеческой страстью оборачивается это знакомство, во втором — прогулка на кладбище Пер-Лашез типичной английской парочки в исполнении Руфуса Сьюэлла и Эмили Мортимер. Именно в этих новеллах забавно звучат интересные камео: неузнаваемый на экране Уэс Крейвен снялся в роли жертвы вампирши, а Александр Пэйн отметился в кадре в образе призрака Оскара Уайльда.
Как показал этот проект, рассказать вменяемую историю за пять минут — отличная проверка таланта, своеобразный экзамен на оригинальность мышления, с которым, по большому счету, справились единицы. Отдельно рекомендуется как отличное пособие для студентов ВГИКа, как надо и не надо снимать короткометражки.
Анастасия Белокурова, InterMedia