ОПЕРУ "ПАССАЖИРКА" ИСПОЛНЯТ ВПЕРВЫЕ ЧЕРЕЗ 40 ЛЕТ ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ
Шостакович очень высоко ценил оперу Вайнберга. "Не устаю восхищаться оперой "Пассажирка" М.Вайнберга. Ее музыка ярка и образна, в ней нет ни одной "пустой" ноты"; "Вчера я закончил еще один квартет. Десятый. Посвящается М.С.Вайнбергу. Он написал девять квартетов, тем самым меня обогнав. Я поставил задачу догнать и перегнать Вайнберга, что и сделал", - писал композитор своим друзьям. Вайнберг был его близким другом. О нем Шостакович хлопотал в 1952 году, когда его арестовали в разгар антисемитской кампании как зятя Соломона Михоэлса. Его пригласил на "полуподпольную" домашнюю премьеру своих "Еврейских песен". Питая отвращение ко всякого рода статьям, Шостакович написал предисловие к изданию клавира первой оперы Вайнберга "Пассажирка" (1977), где сквозь обязательные для того времени словесные пассажи об идейной стороне просвечивает истинное восхищение композиторским талантом друга, которого он всегда готов был ставить вровень с собою.
В опере Вайнберга Шостаковича могло привлечь многое. Прежде всего, ему наверняка был близок сюжет и то, как он в опере трактован. Антифашистская тема, проблема насилия над человеком, выживание в нечеловеческих условиях, месть и возмездие, - это волновало и самого Шостаковича. Импонировала ему и партитура оперы — лаконизм, даже скупость фактуры, остро-экспрессивная мелодика, яркие контрасты, искусно обыгранные музыкальные цитаты — пошленький вальсочек, услаждающий слух коменданта Освенцима, "Военный марш" Франца Шуберта, русская протяжная песня и знаменитая скрипичная "Чакона" И.С.Баха.
Начало в 19.00.
Справки по тел.: 730-4359 (пресс-служба ММДМ).