"ВЫ НЕ ОСТАВИТЕ МЕНЯ": СТАРЧЕСКИЙ ОРГАЗМ
Григорий Евсеевич Зорицкий (Балуев), несколько неряшливый, но импозантный пожилой художник-декоратор, служащий в провинциальном казахстанском театре, находит в почтовом ящике (при этом за спиной у Зорицкого можно разглядеть нацарапанное на стене слово "дурак") открытку от неизвестного молодого человека. Содержание ее довольно двусмысленное и несколько фривольное, а обращается молодой человек к юной супруге Григория Евсеевича, очаровательной Верочке (Боярская), которая летом отдыхала одна в Крыму. У 52-летнего мужчины появляются чисто по-человечески понятные подозрения, подогретые очередным отсутствием в квартире теплого ужина и собственно ветреной Верочки — подающей надежды актрисы. Впрочем, ночью девушка компенсирует свои просчеты как домохозяйки великолепным сексом и потрясающим оргазмом — ее прекрасное тело и головокружительная улыбка действуют просто обезоруживающе. Что, однако, не в силах развеять подозрений, и Зорицкий решается на странную авантюру, пытаясь выяснить все раз и навсегда. Он вступает с неведомым ухажером в переписку от лица своей жены, которая тем временем озабочена исключительно театральными интригами и тряпками. Талантливый художник обнаруживает недюжинный писательский дар, и вскоре становится понятно, что в письмах он рисует некий идеальный образ Верочки, имеющий мало общего с действительностью. Живущий мечтами о детях и нормальной семейной жизни, Зорицкий не ожидает внезапной и трагической развязки.
Ветеран отечественной комедии, Алла Сурикова впервые берется за мелодраму с элементами трагедии. Однако богатый опыт создания советской киноэксцентрики с довольно специфическим юмором дает о себе знать. Удушливый мир театральных интриг, служащий антитезой подлинному творческому горению неведомого инженера Виктора, создающего в Челябинске прокатный стан, показан излишне карикатурно и ничем не напоминает, к примеру, фильм "Успех" Константина Худякова. Все персонажи закулисного паноптикума, хотя и очень неплохо сыгранные многочисленными кинозвездами, как будто вышли из театрального капустника и были бы уместны скорее в "Блеф-клубе". Исключением стали разве что роли Сергея Никоненко и, к счастью, Боярской с Балуевым. По воле Аллы Суриковой (она же написала и сценарий по повести Сергея Ашкенази "Григорий Евсеевич"), стареющая театральная прима, сыгранная Еленой Сафоновой, выглядит глупой курицей — а ведь куда интереснее было бы увидеть кого-то вроде Джулии Ламберт из "Театра". Замечательные актеры, появляясь на экране, каждый раз играют как бы небольшой бенефис, неизменно радуя зрителя, но не создавая цельной логичной картины. Особенно это заметно в случае со скрипачом Эммануилом Мухиным (Фоменко) — по меткому замечанию одной зрительницы, его выступление напомнило явление маленького мальчика, которого на семейном торжестве ставят на табуретку с целью чтения стихов. Все умиляются, конечно. Весьма неуместным и натужным показался и традиционный клоунский (в хорошем смысле) дуэт Михаила Мишина и Александра Адабашьяна. Они только сбивают внимание зрителя в один из самых напряженных моментов фильма, рассказывая в меру забавные шутки. Ну, а над предложением незадачливых комиков выпить "за балет" могут гомерически хохотать лишь немногочисленные посвященные. Вместе с тем нельзя не отметить, что меткого, удачного юмора и в диалогах, и в мизансценах в фильме намного больше, что вкупе с достойными актерскими работами уже не позволяет назвать картину неудачной. Единственным серьезным разочарованием стала солидная эротическая сцена, вызывающая чувство неловкости за известного актера и талантливую молодую артистку из хорошей семьи. Камера как будто "облизывает" крупным планом обнаженную Боярскую, а Балуев во время постельной сцены навязчиво поворачивает ее грудью к зрителю. Не стоит так бездарно обесценивать такое богатство, за здорово живешь срывая все покровы! Вот, к примеру, икона большинства современных киноэротоманов Скарлетт Йоханссон (которой, к слову, Елизавета Боярская сто очков вперед даст) — кто-нибудь видел ее голую грудь?! В общем, с точки зрения эротики новая работа Суриковой - далеко не "Девушка с жемчужной сережкой". Впрочем, и Зорицкий - не Вермеер.
Еще одной проблемой картины стала и общая затянутость, и затянутость отдельных сцен (некоторые из которых вообще откровенно лишние) — внимание зрителя размывается, теряется темп ленты. Режиссеру как будто все время немного не хватает чувства меры, а иногда и вкуса: картинка порой излишне красива - нехорошей, надуманной красивостью, в результате чего очаровательная ретро-гламурность оказывается на грани китча. Хотя широкому зрителю это, наверное, даже понравится. В целом нельзя не признать - фильм не лишен глубины и оставляет на удивление трогательное и приятное впечатление. После его просмотра на глаза у неиспорченной излишним эстетическим цинизмом публики наверняка навернутся слезы. И, более того, - он даже способен подарить, несмотря на трагический конец, хорошее, светлое настроение.
Борис Гришин, InterMedia