"ОКЕАН ЭЛЬЗЫ" - "1221" ****

"Мистерия звука". Релиз диска состоялся в декабре.
"1221" - это не год рождения группы "Океан Эльзы", а весьма прозаическая комбинация двух чисел, означающих соответственно возраст коллектива и количество песен, вошедших в "бест". Количество солидное, потянувшее почти на 80-минутный хронометраж, и обусловлена такая гигантомания отнюдь не желанием доставить максимум удовольствия слушателю. 21 трек — это многовато даже для "Greatest Hits" такой шлягероемкой группы, как "Океан Эльзы". Но все дело в том, что лидер команды Святослав Вакарчук нежно любит свои песни и, в отличие от большинства других музыкантов, не стесняется в этом признаться. Да, ему настолько нравятся альбомы "Океана Эльзы", что он нередко с удовольствием их переслушивает. Почему бы и поклонникам не переслушать их хотя бы в том объеме, который позволяет компакт-диск? На пластинке "1221" почти равномерно представлена вся дискография "ОЭ" от "Там де нас нема" до "Gloria" - с каждого альбома в сборник попало по три-четыре песни, а в буклете есть изображения предыдущего и нынешнего составов группы. Несмотря на такую подробность, недовольные компиляцией наверняка обнаружатся — где "Сосни"? где "Кiшка"? В то же время в альбоме хватает и довольно невзрачных песен — впрочем, так всегда бывает, когда "бестник" собирают сами музыканты, у которых свои, зачастую расходящиеся с данными о ротациях и тиражах, представления о прекрасном. В данном случае любовь Вакарчука к собственной музыке скорее пошла покупателям на пользу, ибо не включить в компиляцию "Там де нас нема", "Той день", "Вiдпусти" и "Без бою" ему в голову не пришло.
В одном из интервью лидер "Океана Эльзы" признался, что давно не слышит у своего коллектива ничего нового — более того, и не стремится к этому, стараясь просто получать от музыки удовольствие. В этой фразе кроется ключ к пониманию сборника "1221": от того, что Вакарчук никогда не стремился к творческим революциям ("оранжевая" не в счет), "бест" кажется весьма цельным произведением. Смены состава и сотрудничество с разными саунд-продюсерами, как можно убедиться при прослушивании, не влияли на главное — мелодичность, самобытность и качество звука. Хиты Вакарчука довольно разнообразны, у него очень мало самоповторов, но спутать "ОЭ" с кем-нибудь еще невозможно — пронзительная лирика вылезает даже из боевиков. Кроме того, ранние "океанские" произведения почему-то совсем не страдают ученической наивностью — такое ощущение, что группа Святослава Вакарчука никогда не была начинающей, а дебютировала уже зрелой. При этом сборник открывается англоязычным (!) треком 1994 года "Long Time Ago": возможно, он символизирует ранние искания "ОЭ", но по сути песня является очень крепким брит-попом.
Каждая из 21 песни упомянута здесь, конечно, не будет. Не пропустите суперхиты "Там де нас нема", "Той день", "Вiдпусти", "Без бою" и "Вище неба", а прочие песни для своего плей-листа подберите по вкусу. Я бы порекомендовал присовокупить сюда еще трек "Друг (ч. 2)" - ну очень проникновенный номер, совсем не похожий на "Колхозного панка" "Сектора Газа", несмотря на одинаковый рефрен "ну и нехай". Еще одна курьезная аналогия обнаружена в песне "Вставай" - вступление к ней исключительно напоминает "Настасью" Бутусова и "Deadушек". Кроме того, имеет смысл прислушаться к песне "911" - она попала в сборник прямиком из специальной концертной программы "Тихий океан", которую Вакарчук сделал совместно с симфоническим оркестром.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости