"ЛАКМУС" - "ТОЧКА НЕОБРАТИМОСТИ" ***
Это третий альбом "Лакмуса" за шесть лет, и не сказать, что сегодня группа ближе к душевному спокойствию, чем в 2000-м. У симпатичного коллектива с новосибирским штампом в свидетельстве о рождении обнаружилась удивительная, хоть и не уникальная, способность постоянно оказываться не в том месте и не в то время. Не исключено, что дебютная пластинка "Лакмус", выйди она сегодня, произвела бы если не фурор, то отличное впечатление. Ведь сейчас никого не пугает "безыдейность" и "антисоциальность", а невероятный позитив легкомысленных песен про пузырьки, Ди Каприо и "Формулу-1" вообще в дефиците — с руками бы оторвали. Тем не менее дебют "Лакмуса" пришелся на время расцвета "Нашего радио" с немного иными форматными и общественными ориентирами. Веселиться под "Пузырьки" оказалось почти некому. По этой ли причине или по какой иной, ко второму релизу "Лакмус" всерьез утяжелил звучание, попутно решая вопросы с переходом с одной звукозаписывающей фирмы на другую и на ходу переделывая концепцию пластинки "Баттерфляй". В итоге возобладала идея сделать из группы условный русский Garbage. Поклонников старого "Лакмуса" удивила жесткость и бесхитовость песен, а любителей Ширли Мэнсон и компании — весьма приблизительное подражание новым ориентирам. При этом новую музыку "Лакмуса" услышало, пожалуй, еще меньше народа, чем дебютник: дружественных радиоэфирам треков у группы в этот период почти что и не было.
После этого "Лакмус" опять пропал из поля зрения почти на три года, в течение которых гитарист Андрей Звонков поиграл с Земфирой, а затем вместе с басистом и вторым секс-символом "Лакмуса" (первый — это, конечно, солистка Ирина Акимцева) Максимом Андрющенко примкнул к обновленному составу "Би-2". Многие подумали, что этот альянс означает конец "Лакмуса", - и опечалились, чего уж там. Но Андрющенко из потенциальной смерти проекта выжал что-то вроде очередного рождения. Под крылом большого "Би-2" "Лакмус", подобный любимому, но неприкаянному птенцу, отогрелся и окреп. Третий альбом "Точка необратимости", выпущенный на собственном лейбле, утвердил команду в статусе инди-группы, саунд которой не предполагает широкого представительства на радиостанциях, а дизайн обложки пластинки подразумевает, что случайно ее могут купить только любители мутных пятен неизвестно чего. Разговоры о Garbage утихли, но и возврата к наивным песням времен дебюта не произошло. Сегодня "Лакмус" подстраивается только под собственные вкусы — и это, пожалуй, главное, что следует знать про новый диск. Играют музыканты бодренько, поет Акимцева звонко, хотя рефренов, в которых ей хотелось бы подпеть, маловато — инди-группа, что тут поделаешь. В текстах Ирины изучения достойно неожиданное сведение множества небанальных образов в некую чрезвычайно банальную мысль: "И я выбираю лезвия, для особо лютых монстров самый обоюдоострый, и я выбираю лезвия, наугад, почти не целясь, попадаю в чью-то челюсть". И вот еще что: в отличие от многих других пластинок, многократное прослушивание этой не дает эффекта привыкания. Одни песни, конечно, начинают нравиться больше, но другие, напротив, раздражают всЈ сильней. Перечислю те, которые относятся к первой категории: красивейший медляк "Мы встретимся там", "По шоссе", боевики "Лезвия" и "Тебе". Не так уж мало для третьего альбома независимого коллектива.
Алексей Мажаев, InterMedia