"КОНСЕРВЫ": ЖЕСТЬ. КАК Еі ЕСТЬ? ***

Премьера детективного боевика "Консервы" (Россия, 2006, режиссер - Егор Михалков-Кончаловский, в ролях - Марат Башаров, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков, Любовь Толкалина, Сергей Векслер, Александр Галибин, Денис Бургазлиев, Алексей Гришин, Владимир Епифанцев, Любомирас Лауцявичус) состоялась в кинотеатре "Формула кино Европа" (ТЦ "Европейский") 23 января.
Крупные государственные чиновники встречаются в Нескучном саду недалеко от входа в ЦПКиО имени Горького — им надо обсудить зловещие планы по дискредитации России с помощью продажи бен Ладену консервированного урана. Но чиновники не догадываются, что в припаркованном неподалеку микроавтобусе спрятался стрингер по прозвищу Кролик, не пользующийся популярностью у девушек. Кролик заранее оборудовал деревянную решетку галереи, в которой (галерее, а не решетке) негодяи беседуют о своих грязных делишках, видеокамерой и микрофоном. Записанный диск с компроматом Кролик продает честному журналисту Игopю Дaвыдoву (Башаров). Игорь понимает, что должен обратиться к мировому сообществу с разоблачением подлых планов, но молодая жена, красавица Ольга (Толкалина), не рекомендует ему торопиться — ей страшно. Тогда Игорь решает посоветоваться со своим старинным приятелем, генералом Астраханцевым (Галибин). Генерал разделяет сомнения Ольги: "Сам утонешь, и Россию за собой потянешь" - увещевает он Игоря. "Кому суждено быть повешенным, тот не утонет", - неуверенно цитирует честный журналист вычитанную где-то умную мысль, хотя на тему о том, что не тонет, вообще-то напрашивается другое выражение. Тут авторы сценария допустили явное упущение, смешно бы получилось. В остальном же фильм почти безупречен в этом отношении. Редкая по своей дикости трэш-чушь — нет, эти "Консервы" сделаны явно не по ГОСТу.
Практически сознательно пародируя свои предыдущие фильмы, режиссер-постановщик Егор-кончаловщик (так он представил себя на премьере), наконец нашел адекватную форму для кинематографического самовыражения. Впрочем, для полноценной пародии "Консервам" не хватает все же юмора и легкости — как-то это все с излишним надрывом снято, как будто от отчаяния. Такой же отчаянной выходкой кажется и придуманная Егором универсальная концовка — подобно Бобу Марли, который "купил себе такой джип, что никто уже не скажет, будто я езжу на Большом Белом BMW", постановщик "Кончаловщик" применил ход, популярный некогда у писателей-фантастов первой половины прошлого века. Ни один критик уже не сможет упрекнуть "Консервы" в небывальщине, переходящей все грани приличия! Не могут зэки золото в горах мыть? Нельзя упасть в обморок, "застрелившись" из пистолета, стоящего на предохранителе? Да можно! Кончаловский знает, как. Поиздевался он и над штампами жанра — бежать из тюрьмы Давыдову помогают добрые, очаровательные и благородные воры ("нам даже дал с собой половничек один ужасно милый уголовничек"), а их авторитет в исполнении, конечно, Шакурова, "включает" на сходке неподражаемые брежневские интонации. На воле герою помогают честные и благородные интеллектуалы — офицеры ФСБ. В роли плохих парней — сотрудники МВД и ссученные (то есть, говоря официальным языком, вставшие на путь исправления) зэки. Главным плюсом картины является качественно раскрытая тема негодяев — по своей злобности и подлости они напоминают отрицательных героев индийских боевиков 80-х годов. Генерал Астраханцев не только прикрывает торговцев консервами, но и положил глаз на жену преданного им друга, засадил его в тюрьму, а сам лезет к Ольге в постель (тема сисек попутно тоже оказывается раскрыта). Лучшие кадры в картине принадлежат Сергею Векслеру, сыгравшему начальника тюрьмы. Небо не видело такого позорного гада, как он! Пьет спирт, на всех орет, журналиста закозлить хотел, ссученных на него натравливал. А главное — ворованное золото в консервы упаковывал. Да, консервы действительно проходит красной нитью через весь фильм. И тут, и тут критики будут бессильны, пытаясь упрекнуть режиссера в притянутом за уши названии (рабочее название картины было — "Побег со свиньей", но Егор все же решил, что двух побегов подряд даже для него многовато). Бежавшие зэки собираются пустить "на консервы" прихваченного с собой ссученного, сотрудники ФСБ выходят на торговцев ураном, расследуя дело об украденной из вагона тушенке.
Помимо искрометной самопародийности, "Консервы" содержат еще и элемент своеобразного объяснения в любви советскому кино. Девушка, которую плохие парни хотят сбросить с моста, устало лепечет: "Господа, вы звери", некоторые эпизоды побега невольно вызывают в памяти "Джентльменов удачи", а сцена разоблачения "законсервированного" в рядах разведчиков "крота" - "Место встречи изменить нельзя": "А деток моих ты, горлопан, кормить будешь?!". Признаться, выглядит этот дикий коктейль весьма занятно, гарантирует регулярное оживление в зале и приподнятое настроение по выходе из него. Тут, кстати, нельзя не отметить прекрасно организованное на премьере гард-шоу. Во время лагерных сцен по залу медленно, заложив руки за спину, прогуливались охранники, внимательно и напряженно наблюдавшие за зрителями. А когда у лагерного вертухая в фильме заговорила рация, ожила рация и у живого охранника, стоявшего в проходе - как бы перекликаясь с происходящим на экране. Остается только пожалеть, что премьеры российских фильмов почему-то нечасто проходят в "ФК Европа" - хочется верить, до поры до времени.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости