"СОТВОРЕНИЕ МИРА" ПРОЗВУЧИТ СОВРЕМЕННО И ХОРОШО
Обратившись к истории "Сотворения мира", маэстро Рудин поведал, что это "выдающееся сочинение" принадлежит к числу поздних произведений Йозефа Гайдна (ее премьера состоялась в 1898 году). "Нам не удалось найти примеры исполнения в Москве этого сочинения целиком за последние 15 лет, - подчеркнул дирижер, заметив, что в концертах звучали лишь отдельные фрагменты оратории. — Гайдн — мой любимый композитор из трех столпов венского классицизма, и я с удовольствием и страхом приступаю к этому проекту". Лидия Тойшер сообщила собравшимся, что очень рада вернуться в столицу — впервые она выступала здесь год назад в опере "Орфей и Эвридика" К.В. Глюка в Большом зале консерватории (см. МУЗЫКА от 16.01.06). По словам певицы, и уровень российских музыкантов, и теплый прием публики произвели на нее очень приятное впечатление. "Особенной радостью" для Лидии Тойшер является именно исполнение в России музыки Гайдна. Как сообщила певица, в последнее время она нечасто выступает в кантатно-ораториальном жанре, а в исполнении "Сотворения мира" участвовала в последний раз два года назад. Вторым выступлением в Москве станет концерт и для тенора Маркуса Брутчера — первым было исполнение "Страстей по Иоанну" И.С.Баха два года назад в предрождественском концерте с Musica Viva. Певец вспоминает это событие, как "один из проникновенных моментов" его карьеры. "Москва — это город, где всегда интересно и никогда не будет скучно", - резюмировал тенор. Вольф Маттиас Фридрих присоединился к словам коллег. В отличие от них, певец в Москве впервые и ему "приятно, что дебютом станет именно исполнение "Сотворения мира"", его любимого сочинения. Свою радость, связанную с появлением "возможности пригласить хороших музыкантов", выразил и Михаил Фихтенгольц. По его словам, российские слушатели не избалованы исполнением мирового класса крупных ораториальных сочинений, в том числе гайдновского. В советское время это было связано прежде всего с религиозной тематикой произведения. "Мы жили в стране, где люди произошли от обезьяны", - подчеркнул сопродюсер, выразив надежду, что данное сочинение вернется в репертуар российских исполнителей. "Главная тема оратории — это любовь, и не нужно быть особо верующим человеком, чтобы понять ее", - вторил Михаилу, как истинный тенор Маркус Брутчер.
Отвечая на вопрос об исполнении российскими музыкантами сочинения немецкого автора в присутствии его земляков, Александр Рудин сообщил, что, разумеется, будет прислушиваться к их советам и манере исполнения. "Любой концерт — это взаимное обогащение, и я что-то буду брать у солистов", - сказал он, подчеркнув, что обогащение происходит "даже если люди не играют, а просто разговаривают". "Чему-то мы поучимся у русских коллег, чему-то они у нас", - поддержала дирижера Лидия Тойшер. Маркус Брутчер, в свою очередь, высказал, что между русским и немецким менталитетом есть много общего. "Та меланхолия, которая присуща русской музыке, очень понятна немцу", - поделился он. Разговор зашел об аутентичности исполнения, к которому в последнее время стремятся очень много музыкантов по всему миру. Оркестр Musica Viva, как известно, играет на современных инструментах и в современном строе. Вольф Маттиас Фридрих выразил свое мнение по этому поводу: "Можно навезти в Россию немецких аутентичных музыкантов и потратить кучу денег, но ведь аутентичности можно достичь путем приближения к оригиналу звучания современного инструментария". "Мы это и делаем, - вторил певцу Александр Рудин. — Ведь и на исторических инструментах можно играть плохо".
Оратория "Сотворение мира" прозвучит 27 января в Большом зале консерватории (см. МУЗЫКА от 18.12.06).