PRATUM INTEGRUM СЫГРАЕТ СОЧИНЕНИЯ БАХА-СЫНА
Все заявленные в программе сочинения, кроме Симфонии си минор, К.Ф.Э.Бах написал в Берлине, в годы работы при дворе Фридриха Великого (Фридрих пригласил его к себе в 1738 году, композитор принял это предложение и работал клавесинистом при прусском дворе почти тридцать лет). Несмотря на то, что берлинская капелла была одной из крупнейших в Европе, а сам король заслужил репутацию "просвещенного монарха" с разносторонними интересами, вдохновлялся по утрам игрой на флейте и развлекал себя музыкой вечерами, эту капеллу едва ли стоит представлять себе как безбедное царство искусства, процветающее под защитой мудрого покровителя. Музыкальный историк Чарльз Берни, посетив оперный спектакль в Берлине, писал крайне резко: "Король держался позади дирижера, следя глазами за партитурой, так что можно было сказать, не солгав, что он играл роль главного директора. И если кто-нибудь из итальянской группы осмеливался отклониться от дисциплины, прибавляя или урезывая свою роль, изменяя в ней малейший пассаж, следовал приказ от имени короля строго следовать нотам, которые написаны композитором, — под угрозой телесного наказания. Таким образом, музыка неподвижна в этой стране, и она будет такой до тех пор, пока Его Величество не даст музыкантам больше свободы в искусстве". Эмануэль Бах с грустью замечал, что король не любит музыку, он любит только флейту, причем только свою флейту. Фаворитом Фридриха Карл Филипп Эмануэль никогда не был. Монарх так и не удостоил его титула придворного композитора (это позже сделала его сестра, принцесса Анна Амалия), — и, признавая достоинства Баха, платил ему весьма умеренное жалованье. Временами Бах предпринимал попытки найти себе более подходящее место, но они увенчались успехом только в 1767 году: он победил в конкурсе на место кантора и музикдиректора городских церквей в Гамбурге и, немного позже перебравшись в этот город, остался в нем до конца своих лет. При дворе прусского короля он создавал, в основном, инструментальные опусы (клавирные сонаты, ансамбли, концерты и симфонии). Теперь обязанности требовали от него сочинения духовной музыки, но Бах продолжал писать и светские пьесы. Среди оркестровой музыки гамбургских лет — Шесть симфоний для струнных, посвященные барону ван Свитену и написанные по его заказу. Готфрид ван Свитен, известный дипломат и покровитель искусств, был большим поклонником Генделя, Баха-отца и Карла Филиппа Эмануэля. Их сочинения он показывал в Вене, где среди его посетителей были Гайдн, Моцарт и Бетховен. Все трое относились к Баху-сыну с уважением (Гайдн признавался, что прилежно изучил его музыку и многим ей обязан).
Начало в 19.00.
Аккредитация по тел.: 158-9394, e-mail: ksenia@caromitis.com (Ксения Бибанова).