ФОТОАЛЬБОМ "НАШЕСТВИЕ-2006" ***
Когда "Наше радио" предложило прислать данный фотоальбом на рецензию, я, признаться, несколько удивился. В чем там может быть предмет рецензирования? В качестве цветоделения фотографий? Ведь обычно подобные издания по сути представляют собой расширенные рекламные буклеты. Тем не менее меня заверили, что в "Нашествии-2006" есть что не только посмотреть, но и почитать: отзывы музыкантов, выдержки из прессы, а главное — аналитическое вступление авторства Бориса Барабанова.
Однако предположение о рекламном буклете оказалось верным: на ознакомление со 136-страничным томом ушло в общей сложности минут двадцать. Несмотря на то что роман "Нашего радио" с Михаилом Козыревым завершился, в оформлении эфира и своих акций радиостанция по-прежнему беззастенчиво пользуется наработками бывшего руководителя. Все фотографии зрителей "Нашествия-2006" подписаны пафосным слоганом "Наши люди", каждая страница пронизана зашкаливающей гордостью за то дело, которым занимается "Наше радио", и энтузиазм организаторов "Нашествия" граничит с самоотверженностью героев индустриализации. (Страшно даже представить, что произойдет, если на пути этих энтузиастов попадутся какие-нибудь "не наши" или хотя бы слушатели "не нашей" музыки.) По иронии судьбы, оформление фотоальбома исключительно напоминает дизайн трехтомника Козырева "Мой рок-н-ролл". Тем не менее легкий наезд на Михаила Натановича в барабановском тексте имеется: "Видно, что ему тяжело, но в это же время он упивается своим пребыванием на сцене. Быть в эпицентре — это для него как воздух".
Если верить изданию, проблем и конфликтов на последнем фестивале в Рязанской области не было. Точнее, никто не отрицает очередей на входе и незапланированного окончания еды и воды — но эти мелкие неурядицы, по мнению составителей, только добавляли присутствующим счастья по поводу пребывания на "настоящем русском Вудстоке" (уж котором по счету; к слову, их официальной истории фестиваля исчезло слово "Эммаус": акция 2004 года приписана просто к Тверской области). Фотоизображения музыкантов-участников местами дополнены их цитатами: все демонстрируют редкостное единодушие, расхваливая идею фестиваля, работу служб и атмосферу. Ни одного запоминающегося высказывания составители в книжку не включили. Не менее странно выглядят выдержки из прессы: большинство авторов как будто ограничились перечислением участников и впечатляющими цифрами, отображающими количество зрителей. Ни интересной аналитики, ни критических отзывов в книге не оказалось: то ли пресса стала у нас совсем беззубой, то ли неблагостные публикации не попали в сферу внимания редакторов фотоальбома. Между тем, из датированных августом прошлого года записей в блогах посетителей "Нашествия-2006" можно было составить довольно полный словарь русских ругательств.
Вступительное эссе Бориса Барабанова — личные воспоминания журналиста о работе на "Нашествиях". Наряду с некоторыми забавными фактами текст по "нашерадийной" традиции проникнут нешуточным пафосом: "Нашествие" здорово торгует духом рок-н-ролла, заставляя своих зрителей (и организаторов) испытывать невероятную радость от бытового неустройства и от довольно ординарной вне полевых условий музыки. Включенные в книгу фотографии музыкантов за работой вряд ли будут претендовать на призы международных выставок. Причина купить этот фотоальбом за деньги есть только одна: вы были на "Нашествии-2006" и хотите найти себя на одном из снимков. Попробуйте. Если не найдете, в 2007-м под Рязанью вас ждет новое приключение.
Алексей Мажаев, InterMedia