"ЦАРСКУЮ НЕВЕСТУ" ПОСТАВЯТ ЗА ДЕНЬ

Пресс-конференция, посвященная сценической постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова "Царская невеста", состоялась 15 февраля в Зимнем саду Концертного зала им. П.И.Чайковского. В ней приняли участие дирижер Владимир Федосеев, режиссер-постановщик спектакля Иван Поповски, генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, исполнители главных партий Ирина Дубровская (сопрано, Марфа), Владимир Стоянов (баритон, Грязной), Ольга Шалаева (сопрано, Сабурова), Алексей Тихомиров (бас, Малюта). Главной темой разговора стала судьба русской оперы вообще и современных ее постановок в частности. Владимир Федосеев начал свой рассказ с сообщения, что для него "большой радостью" является ставить подобные оперы "в историческом виде". "Конечно, были и трагические случаи, когда режиссер не понимал, да и не знал русской истории, - продолжил маэстро. — К сожалению, наибольшим изменениям русские оперы подвергаются на Западе - цари могут копаться в помойке, как бомжи, или ездить на мотоциклах". Русский дирижер считает, что необходимо собрать "конференцию мирового масштаба и поставить вопрос о том, что опера может погибнуть как жанр". К нему присоединился болгарский певец Владимир Стоянов: "Я видел такие спектакли, которые просто невозможно передать — во-первых, потому, что мой русский очень бедный, а во-вторых, потому, что у меня не хватит фантазии". Владимир Федосеев не стал отрицать возможности осовременивания классических опер, но он считает, что для такой авантюры нужен гениальный режиссер.
Что касается данной постановки оперы Римского-Корсакова, то здесь никаких разногласий с режиссером не возникло, потому что для Ивана Поповски на первом месте стоит музыка — он считает ее "самым возвышенным искусством". "Сегодня самая большая проблема, что режиссер считает себя царем и считает, что ему никто не нужен, в том числе и композитор", - считает Поповски. Он подчеркнул, что, конечно, "трудно сделать неосязаемое осязаемым, не материализовав его", и сообщил, что в своей нынешней работе опирался на спектакль, поставленный им в Центре оперного пения Галины Вишневской. "Основа взята от той постановки, но только основные моменты, потому что новый спектакль рассчитан на больших солистов, большой оркестр и большого маэстро, а также на то, что действие будет проходить в большом прекрасном зале", - сообщил Иван Поповски.
Владимир Федосеев ранее также руководил музыкальной частью постановки "Царской невесты" - в Вене и Цюрихе (в последней постановке пел Владимир Стоянов). Маэстро сообщил собравшимся, что первоначально в зале Чайковского планировалось поставить "Царскую" в концертном исполнении, "но по ходу жизни получилось, что идет сценическая постановка". Притом, на осуществление этой сценической постановки дано не так много времени — в общей сложности менее суток, - так как КЗЧ постоянно расписан под репетиции и концерты. "Поэтому на первой репетиции мы только осваивали акустику — зал здесь крупнее, чем в оперных театрах, расстояния больше и акустика сложнее", - поделился дирижер. Вместе с тем Федосеев отметил, что в настоящее время акустика КЗЧ улучшилась, "здесь хорошо и приятно играть", за что выразил благодарность лично Алексею Шалашову.
По замечанию директора МГАФ, идея сценических версий опер в КЗЧ как раз исходит из желания сделать главными действующими лицами именно музыку и исполнителей. По его мнению, "эту концепцию сложно воплотить в оперном театре, где оркестр находится в яме". "В опере музыка окрашивает драматическое действо, а мы хотим чтобы драматическое действо окрашивало музыку", - сказал Алексей Шалашов, выразив в конце речи благодарность дирижеру и вокалистам, которые "решились на эту авантюру". Певец Владимир Стоянов поддержал собравшихся и, посетовав на действительно малое количество времени для репетиций, пожелал, чтобы была "лучше полусценическая, а не полумузыкальная версия". Его оптимизм поддержал Малюта Скуратов — Алексей Тихомиров: "За один день сделать это практически невозможно, но на то мы и артисты, чтобы мобилизоваться и сделать за один день".

Последние новости