ДАНИЭЛЯ БАРЕНБОЙМА И ВЕНСКИЙ ОРКЕСТР НАГРАДИЛИ ЗА МИРОТВОРЧЕСТВО
В самом начале брифинга маэстро Баренбойм предупредил собравшихся: "Я очень люблю исполнять медленную печальную музыку, но также очень люблю быстрый темп пресс-конференций" (в дальнейшем знаменитый дирижер пояснил также, что предпочитает пресс-конференциям русскую кухню). Когда же музыканту, известному пропагандой творчества Рихарда Вагнера, напомнили о его собственных музыкальных предпочтениях и поинтересовались, как это соотносится с любовью к "медленной печальной музыке", он ответил, что у Вагнера "тоже есть медленная музыка, а в музыке, как и в жизни, все относительно".
Клеменс Хельсберг, слегка опоздавший на встречу с журналистами (при выходе из аэропорта он "обнаружил огромную дырку в чемодане", что и вызвало задержку), рассказал собравшимся о том, что впервые Венский филармонический оркестр выступал в Москве в 1971 году и следующий концерт, который стал для коллектива "большим событием", состоялся только в 2003 году. Его поддержал Дитер Флури: "С первого до второго выступления прошло ужасно много времени. Мы очень рады, что на сей раз перерыв не такой большой. И еще наша радость связана с тем, что мы выступаем в Москве — огромном европейском городе с огромной музыкальной традицией". Генеральному директору Московской филармонии предыдущие гастроли Венского филармонического оркестра 2003 года показались "очень короткими". "Нашей мечтой было сделать так, чтобы коллектив поскорее вернулся", - поделился г-н Шалашов с собравшимися. Кстати, на сей раз расставание с венцами не будет столько длительным. Венский филармонический оркестр собирается пожаловать в первопрестольную в июне на Фестиваль симфонических оркестров мира с маэстро Сейдзи Озавой. По мнению Дитера Флури, "июнь так скоро, что мы можем остаться и не уезжать - во всяком случае, я проехал на такси и решил, что можно оставаться".
Как сообщил г-н Хельсберг, участие в февральской программе Даниэля Баренбойма было вызвано не только желанием оркестра, но и личным желанием маэстро. Известный дирижер, как и положено профессионалу своего дела, легким штрихом обозначил, что за коллектив выступит в российской столице, высказав похвалу двумя предложениями. "В 1923 году мой отец присутствовал на концерте Венского филармонического оркестра в Буэнос-Айресе, - поделился маэстро с собравшимися. - Дирижировал Рихард Штраус. Когда отец рассказывал мне об этом, я не мог и вообразить, что буду стоять перед этим оркестром, тем более в Москве". Маэстро считает Венский филармонический оркестр символом самой музыки, "и не только потому, что музыканты прекрасно владеют инструментами (это есть в любом оркестре), но, прежде всего, потому, что они вместе думают и вместе чувствуют".
Отвечая на вопрос "Как пианист Баренбойм пришел к дирижированию?", музыкант рассказал, что отец, ставший его главным учителем фортепиано, привил молодому музыканту представление о том, что "фортепиано должно звучать, как целый оркестр". Вместе с тем музыкант не возвращается к своим записям, в том числе сделанным в качестве пианиста. "Честно говоря, я охотнее слушаю записи других, - ответил Баренбойм на вопрос, какие из своих записей он больше всего любит слушать. - Любая фиксированная запись является для меня документом, пройденным этапом. Свои записи я не слушаю".
Конечно, Даниэля Баренбойма спросили о его политических взглядах, сравнив его с Мстиславом Ростороповичем. Однако маэстро считает, что Ростропович "намного лучше играет на виолончели", а по поводу политики высказался так: "Я не хочу сказать, что занимаюсь какой бы то ни было политической деятельностью. Я вырос в Израиле — стране, которая вот уже почти 60 лет существует в постоянном конфликте, - поэтому для меня это не политические вопросы, а вопросы самого существования. Единственную политическую мысль сейчас выскажу — практически не существует военного разрешения конфликта, существующего на израильской земле, потому что нельзя отделить израильский и палестинский народы", - пояснил дирижер.
В заключение пресс-конференции маэстро Баренбойму и Венскому филармоническому оркестру были вручены награды международного благотворительного фонда "Созвездие": звезда "Миротворец" (оркестру), золотой орден "Миротворец" (дирижеру). Австрийский посол Роберт Гершнер назвал февральские гастроли "самым важным австрийско-российским событием и этого года и последних лет". Алексей Шалашов поблагодарил музыкантов и организаторов в том числе от имени слушателей.