"ФОНТАН": РЕКВИЕМ ПО ЖИЗНИ **

Пресс-показ фильма "Фонтан" (Fountain, США, 2006, режиссер - Даррен Аронофски, в ролях - Хью Джекман, Рейчел Вайс, Эллен Берстин, Марк Марголис, Клифф Кертис, Шон Гуллетт, Донна Мерфи, Итан Сапли, Шон Патрик Томас) прошел в кинотеатре "Октябрь" 22 февраля.
Представьте себе испанского конкистадора по имени Томас (Хью Джекман), которого королева Изабелла (Вайс) отправляет в самое сердце империи майя на поиски… нет, не Грааля, а эдемского древа жизни (было там, оказывается, и такое). Затем представьте, как спустя световые годы его двойник, вероятнее всего, тоже Томас (Хью Джекман) — бритый наголо, нервно медитирующий мужчина в стеклянной сфере, где на клочке земли ютится то самое древо, движется в космосе к свету далекой звезды. И, наконец, вообразите себе современную американскую лабораторию, где доктор Томас (Хью Джекман) проводит опыты на обезьянах, пытаясь найти лекарство для своей умирающей от рака жены Иззи (Рейчел Вайс), которая, в свою очередь, пишет роман под названием "Фонтан", в котором рассказываются две приведенные выше истории. А теперь возьмите и перемешайте представленное в непроизвольном порядке. Тот алхимический сумбур, который получится на выходе, и станет примерно тем, чем является новое творение Даррена Аронофски — автора обласканных критикой и зрителями картин "Пи" и "Реквием по мечте".
Еще в 2002 году главные роли в "Фонтане" должны были сыграть Брэд Питт и Кейт Бланшетт, однако Аронофски и Питт разругались, и проект был заморожен. Спустя время стомиллионный бюджет сократился до тридцати пяти миллионов, а на место суперзвезд пришли просто звезды. Однако совершенно не имеет значения, кому и за какие деньги было суждено воплотить на экране великий режиссерский замысел. Весь ужас "Фонтана" заключается в том, что это не просто претенциозный фильм о поисках бессмертия и не очередная философская притча о смысле любви и смерти. "Фонтан" заявлен как серьезнейшее Послание миру - человека, мягко говоря, не очень здорового. Нечто подобное, с другим градусом психического неадеквата, проделывал в свое время режиссер Винсент Уорд в слащавом сиропном киноопусе "Куда приводят мечты". Самое обидное - это то, что местами у Аронофски получилось если не передать невыносимую хрупкость ускользающей красоты, то дать на нее намек. Иногда чувственная до неприличия, но все же прекрасная музыка постоянного композитора Аронофски Клинта Манселла совпадает с изображением настолько, что возникает назойливое ощущение какого-то болезненного шедевра. С другой стороны, под каким галлюциногеном можно было вообразить, что источник вечной жизни спрятан христианским богом в индейской пирамиде, закольцевать времена и события в невыносимо судорожной гонке, а ближе к финалу и вовсе выйти за всевозможные рамки, запустив парящего в позе лотоса лысого Джекмана в золотисто-вязкий космогонический транс познания небытия?.. Воздействуя на сознание зрителя такими беспощадными методами, Аронофски даже не делает попытки быть понятым. Вернее, он в этом не нуждается. Подобно своему герою, он жадно пьет живительную жижу (но не из древа бессмертия, а из какого-то иного, личного, эзотерического источника), после чего прорастает фантасмагорическими образами, подобно тому, как несчастный конкистадор, испив вечный сок, превращается в итоге в цветочную клумбу. Искать в этом новое откровение не имеет смысла. Несмотря на сокрушительный провал "Фонтана" по всему миру, всегда найдется кучка поклонников, для которых эта лента станет очередной прогулкой по духовной стороне, путеводителем в мире поисков ответов на самые важные вопросы. Тем самым "древом жизни", про которое неподверженному столь откровенным профанациям человеку захочется забыть. И как можно быстрее.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости