МИХАИЛ ЕФРЕМОВ: "ФАШИСТЫ НАЧАЛИ БЛОКАДУ, А КОММУНИСТЫ ПОВЕЛИСЬ"
"Конечно, не все были героями. По-моему, еще Скорсезе хотел снять фильм про какую-то людоедскую банду в осажденном Ленинграде. Но мне не кажется, что именно это важно в теме блокады и войны вообще. Я думаю, не всегда нужно вспоминать о чем-то ужасном. В нашем фильме важнее моменты чисто человеческих отношений на фоне блокады. Ведь кошмарнее этих 900 дней, по-моему, ничего в XX веке не было. Невозможно поверить, что это было всего 60 лет назад. Это же средневековье какое-то. <…> Потому что времена, когда они окружали города, а другие отстаивали их до последней капли крови, закончились веков пять назад. А тут фашисты начали, а коммунисты повелись. Это же дикость! В голове не укладывается. Кроме шуток: когда бываю в Питере, смотря на все эти старые дома и представляю, как на всю эту красоту летели бомбы. Жутко становится. Кажется, что сам это все помню, на каком-то генетическом уровне, хотя корни моей семьи совсем не в Питере, а на Волге. Но это огромная общая трагедия, и неважно, из какого ты города. На примере ленинградской блокады весь ужас сталинского и гитлеровского режимов виден отчетливее всего. Взять и вот так добровольно вернуться на 400 лет назад — это не просто трагедия, это бред какой-то".
(О СВОЕЙ РОЛИ В СЕРИАЛЕ)
"У меня замечательная роль. Все, кто читал сценарий, говорили, что мой лейтенант Омельченко — лучший образ в фильме. У него самая большая эмоциональная амплитуда. Три серии — это обычный мент, который ругается и то ли любит героиню, то ли просто ее хочет. Но там есть одна сценка, где он преображается, и в нем появляется что-то совсем человеческое".
(О ДРУГИХ АКТЕРСКИХ РАБОТАХ)
"Вот, например, в сцене на аэродроме в первой серии Александр Гаврилович Абдулов просто прекрасен. Я знаю, почему он так хорош. Потому что, когда снимался этот эпизод, у него был воспален третичный нерв, дико болел зуб, и вообще на него было страшно смотреть. К тому же был жуткий мороз, суровые такие условия. И еще этот Гэбриел Бирн, который ничего не понимает не только в русском языке, но и, похоже, в нашей системе актерских взаимоотношений… Но Александр Гаврилович выстоял — и перед морозом, и перед Бирном".
("Time Out Москва", 19.02.07)