ВАГНЕР ПО-ВЕНСКИ ОТ ДАНИЭЛЯ БАРЕНБОЙМА
Даниэль Баренбойм дирижировал без нот, четко выстраивая драматургию произведений. Музыкальная ткань вырисовывалась ярко как по горизонтали (от микроинтонаций, закругленных осмысленных фраз до волнового развития целого), так и по вертикали — каждый аккорд звучал рельефно даже в быстром темпе. Возможно, это связано с идеальным ансамблем внутри оркестровых партий. На пресс-конференции днем ранее (см. МУЗЫКА от 22.02.07) маэстро Баренбойм сравнил фортепианные клавиши с оркестровыми партиями, уподобив звучание рояля оркестру. Что касается венцев, возникало ощущение игры струнного ансамбля с очень мощными динамическими возможностями инструментов-"клавиш" — настолько общим являлся звук всех оркестрантов внутри отдельной партии и настолько индивидуален этот звук на фоне остальных партий.
Самым главным подарком в этот вечер стало второе отделение - на сочинениях Вагнера оркестр расцвел, а известный пропагандист музыки немецкого композитора в Израиле Даниэль Баренбойм раскрылся по-настоящему. Впрочем, и Вагнер раскрылся для российских слушателей именно с этим составом. Тембровую палитру назвать иначе, как "потрясающей", сложно, но во втором отделении зазвучали "дудки". И как зазвучали - таких духовых давно не приходилось слышать. Они играли не только враз, не только чисто и без непредписанных форшлагов, но и являли неповторимое тембровое разнообразие — пролившись "бальзамом на уши" уже в знаменитом вступлении к "Тангейзеру", медь приблизилась по звучанию к струнным (опираясь на давние традиции струнной группы в Венском оркестре), а затем тему подхватили струнные, чей хорал по артикуляции напомнил о меди.
Открытием стала и сама трактовка музыки автора самых больших опер. Вагнер Баренбойма оказался очень легким, прозрачным, но одновременно порывистым, страстным, свежим. Никакой тевтонской тяжеловесности не звучало даже на форте у тромбонов. Возможно, за такую привлекательность музыки "любимого композитора Гитлера" и не любят маэстро Баренбойма в Израиле.
Отличие Венского филармонического оркестра от многих европейских коллективов заключается в постоянной преемственности плавно сменяющих друг друга поколений. Новобранцы в Венском филармоническом оркестре учатся у играющих за соседним пультом мастеров, что является для исполнителей лучшей школой и служит не только преемственности поколений "учитель-ученик", но и бережному хранению европейской классико-романтической традиции. Недаром еще 165 лет назад музыканты первого оркестра столицы музыки — Вены - выбрали своим девизом слова, предваряющие "Торжественную мессу" Л. ван Бетховена: "От сердца, к сердцу". Эти основанные на преемственности отношения легли в основу того результата, который был слышен в зале Чайковского. В исполнении Венского филармонического оркестра классико-романтическая традиция не только живет, но и постоянно обновляется (следуя Рене Генону, настоящая традиция как раз не должна застаиваться, иначе она превратиться в бездумный обряд).
Зал приветствовал венцев бурными овациями. Выкрики "браво", "гениально" раздавались в течение всего вечера. Отдельные аплодисменты, переходящие в шквал, сорвали духовики, ведь для русских слушателей унисон меди — это уже достижение.
На бис прозвучали "Грустный вальс" Яна Сибелиуса, исполненный холодноватым, камерным звуком "под сурдинку" - оркестр доказал, что великолепно играет не только венские вальсы, а завершила программу эффектная, традиционная для венского коллектива полька "Гром и молния" Иоганна Штрауса.
Второй концерт Венского филармонического оркестра и Даниэля Баренбойма, который выступит и в качестве дирижера, и как солист, состоится 23 февраля в Большом зале консерватории. В программе прозвучат фортепианный концерт №27 В.А.Моцарта и Седьмая симфония Антона Брукнера.