"В ПОГОНЕ ЗА СЧАСТЬЕМ": СУДЬБА АФРОАМЕРИКАНЦА В АМЕРИКЕ ****
Сан-Франциско, 1981 год. Пока весь мир ломает голову над разгадкой кубика Рубика, Крис Гарднер (Уилл Смит) — торговец странными медицинскими агрегатами, пришедшими в наш мир с бог знает какой целью, - терпит неудачу за неудачей, как в бизнесе, так и в семейной жизни. А как быть, если странный чемоданчик с загадочным оборудованием, который спятивший бомж считает машиной времени, то и дело похищают у незадачливого Криса распевающие старомодные песни уличные хиппи? Как быть, если уставшая жена Линда (Тэнди Ньютон — "Столкновение") в один прекрасный момент заявляет супругу о своем уходе? Как быть, если на руках у неимущего черного мужчины остается пятилетний сын (Кристофер Сайр Смит) — любитель сериала "Золотое дно" и куклы по имени Капитан Америка? В поисках своей синей птицы Крис с большим трудом получает место стажера в престижной брокерской фирме. Злостные капиталисты демонстрируют современный вариант рабства: двадцать наемников в течение полугода безо всякого жалования трудятся на благо компании, привлекают уйму клиентов в безумный брокерский бизнес с одной лишь только целью победить в конкурсе и попасть в штат. В ожидании вердикта чернокожий Золушок и его сын проходят все круги социального ада, прежде чем добрые люди из поднебесного офиса скажут заветное "да" всем чаяниям и надеждам благородного героя.
В самый раз вспомнить Аки Каурисмяки, если бы финский аутсайдер не был настолько далек от самого понятия "американской мечты". Нескончаемый конвейер неудач, обрушивающийся на голову несчастного афроамериканца, сопоставим только с подобными сюжетными коллизиями в индийском кино, что еще раз подчеркивает несгибаемую жизненность кинопродукции Болливуда. Тем более, когда в основе сюжета лежит реальная история Криса Гарднера — человека, пережившего крайнюю бедность, но силой воли сумевшего достигнуть успеха, синоним которому в Америке — счастье. "Много денег - много счастья", - рисовала свою идеальную модель бытия героиня Дины Корзун в фильме "Страна глухих", попадая пальцем если не в небо, то, по крайней мере, в ближайший атмосферный слой. И пусть в финале этой грустной истории девушки не получили ни того, ни другого (Россия, знаете ли), американские кинематографисты не могли допустить столь плачевного исхода событий. Тем более, когда заштампованную до дыр историю голливудской Золушки весьма технично и, что куда более для матери-Истории ценно, — по-настоящему трогательно изображает популярный афроамериканский актер, ранее известный в героико-комическом амплуа.
Вообще, это надо видеть! Из всей многочисленной стажерской братии, включающей в себя не только представителей белого населения Америки, но и девушку-монголоида, один только "представитель угнетенной расы" Крис служит мальчиком на побегушках у сильных мира сего: носит пончики, отгоняет машины на стоянки, платит за такси, взятое боссом из своего и без того прохудившегося кошелька. При всем педалировании данной темы Уилл Смит весьма филигранно отрабатывает свою номинацию на "Оскар", вызывая реальное сочувствие к своему герою. Прибавьте к этому отлично воссозданную атмосферу Сан-Франциско 80-х, и вы получите кино, пусть и американизированное до предела, немного сентиментально-затянутое, но по-своему милое и симпатичное. Наглядно претворяющее в жизнь известную поговорку: "Если долго мучиться, что-нибудь получится". И наплевать на то, что в суровой действительности давно и надежно обосновалась другая непреложная истина: "Никогда ничего не будет". Аки Каурисмяки, в отличие от режиссера "В погоне за счастьем" Габриэля Муччино, всегда отдавал предпочтение последней.
Анастасия Белокурова, InterMedia