БИСЕР КИРОВ: "УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ПОПСА УБИВАЕТ КУЛЬТУРУ, - ГЛУПОСТЬ"
"Отношения между народами налаживаются веками, и желание все изменить за короткий срок — очень грубая ошибка. У меня создалось глубокое убеждение в том, что охлаждение отношений между Болгарией и Россией — это вина обоюдная. На сегодня утрачены многие культурные связи. У меня болит душа, что в Болгарии, где около 70% населения знает русский, не осталось русского языка в числе обязательных в школе предметов. Его заменил английский. Хотя английским языком нормально владеют 10% болгар. Давно нет "русского дня" на телевидении, как это было раньше. В Болгарии сегодня есть "Немецкая волна", радио Франции, а русской станции нет. Россия, снабжающая Болгарию газом и нефтью, строящая у нас атомные электростанции, получающая каждый год миллиардную прибыль от Болгарии, не вкладывает деньги в то, чтобы люди наших стран могли нормально общаться! Я сейчас говорю о духовном строительстве, а не об индустрии, поскольку глубоко убежден в том, что первое важнее второго. Но ресурс возможностей тоже может быть исчерпан, вот чего я опасаюсь. Я учился в Москве, здесь мои друзья, и я глубоко привязан к России. И таких, как я, в Болгарии больше 20% — людей, которые имеют личные, теплые связи с Россией и хотят о ней все знать".
(В ЧЕМ ОН ВИДИТ ПРИЧИНУ ТАКОЙ "ВЗАИМНОЙ ИЗОЛЯЦИИ")
"Я думаю, проблема в стратегии внешней политики России. Россия очень жестка в этом вопросе. Она — как чувствительная дама, которую кто-то оставил, и она злится, не спрашивая, почему это произошло. А я думаю, что никто не оставлял Россию. Просто жизнь идет вперед, и каждый ищет себе место под солнцем. Но нельзя терять культурных связей. Вы можете себе представить русский кинематограф без грузинских фильмов? Я думаю, что Россия должна бережнее относиться к культурам маленьких народов".
(О РОССИЙСКОМ "ДЕРЖАВНОМ ИНТЕРЕСЕ")
"Знаете, в России державный и финансовый интересы всегда были сообщающимся сосудами. Они перетекали друг в друга. Бедность всегда перетекала в национализм, богатство тоже. Русская духовность особенно ревнива к вопросам державного величия. Не дай Бог, чтобы ты сказал: "Мы тоже любим свою Родину". Как-то отсутствует понимание того, что каждый народ чувствителен к себе, к своему народу. Россия огромна, она занимает одну шестую часть Земли. Бог не дает случайно такие территории, он благословил Россию. Но ее благословенность не мешает ей глубоко переживать свои раны в Приднестровье, в Абхазии, в Южной Осетии, в Чечне… Я думаю, что в таких болезнях Россия тренирует свой иммунитет и возобновляет кровь. И, надеясь на эту иммунную систему, я здесь, в Москве, работаю на той ниве, где давным-давно не всходило зерен. Но я в ожидании, что новые зерна взойдут. И мне очень хочется, чтобы Россия в своем величии была немножко более великодушной. Потому что человек едет в Сергиев Посад и видит, что осталось от великодушия царей. Даже грозных царей. Значит, даже в малой и скудной России была возможность собрать и дать Богу и духу то, что там собрано. Почему же сейчас, когда Россия так богата и огромна, она скупится? <…> Может быть, все осложняется тем, что Россия огромна? Наверное, ей нужно больше времени, чтобы что-то изменить в себе самой".
(ОБ ОТНОШЕНИИ К МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ)
"Вы знаете, если быть честным, то масс-культура и культура элитарная — это все культура! И утверждения, что попса убивает культуру людей, а рэп — это криминальная сторона музыки, это глупости. Это просто разные грани искусства".
(НАСКОЛЬКО ВАЖНО СЕЙЧАС НАЧИНАЮЩЕМУ АРТИСТУ ОБЛАДАТЬ ТАЛАНТОМ)
"Я счастлив, что начинал тогда. Если бы я начинал сейчас, мне было бы намного труднее. Сейчас все определяют не твои способности, а то, сколько раз ты появляешься в "ящике". Мы живем во время глобального бескультурья. И не только в искусстве. В наше время существовали другие ценностные основы жизни. И те певцы, которые появляются сейчас, — это часто рабы тех, кто их спонсирует. Им приходится по 4—5 лет работать на тех людей, которые их создали, чтобы откупиться. Наверное, это тоже форма жизни. Как в Римской империи. Но я думаю, что рабу очень трудно чувствовать себя свободным. А мы, те, кто начинал тогда, были свободны. И не надо нас попрекать "Красной гвоздикой" (фестиваль молодежной песни. — Прим. ред.). Мы были молоды и во все наши идеалы верили. И сейчас, когда мне за 60, я убежден, что идеал абсолютно необходим человеку".
(ДО СИХ ПОР ЛИ ДАЕТ КОНЦЕРТЫ)
"Да. Я, как и все мы, раньше жил за счет тех концертов, на которые меня приглашали. Но сейчас я работаю советником по культуре и просто пою, когда у друзей праздник. Мне 60 лет. И петь в 60 уже кому угодно тяжело".
(О ВАХТАНГЕ КИКАБИДЗЕ)
"Кикабидзе — грузин! Они до смерти поют. И рождаются с песней. Кроме этого, он артистичен и наделен прекрасным чувством юмора. Бог, когда дарит, не жадничает. И в этом счастье. Потому что искусство дает силы жить. Когда творчество прекращается, душа умирает".
(ПОЧЕМУ НЕ ИЗДАЕТ АЛЬБОМЫ)
"Потому что я не получу за это ни копейки. Я записал их на свои деньги, и мне противно дарить это все людям, которые заведомо хотят меня обмануть. <…> Пойти и искать кого-то, кто тебя не обманет? Это стыдно и смешно".
("Новые известия", 04.04.07)