ЕЛЕНА СОЛОВЕЙ: "Я ВООБЩЕ ЗА ДОМОСТРОЙ"
"Я была здесь всего несколько раз. Сначала приехала по печальному поводу — хоронила маму, потом меня пригласили на фестиваль немого кино имени Веры Холодной, и вот сейчас снова я на фестивале".
(О ЖИЗНИ В АМЕРИКЕ И РОДНЫХ)
"Я живу в штате Нью-Джерси, в городе Фэйрвью, название которого, кстати, переводится как Ясная Поляна — забавное совпадение, правда? Мы с мужем снимаем квартиру. Сын и дочь с нами не живут, потому что они уже взрослые. Дочери Ирине 34 года, она занимается биологией и сейчас собирается поступать в аспирантуру. Ирина живет в Германии, так как ее муж — профессор математики и преподаватель одного немецкого университета. Сын живет в Нью-Йорке, он тоже занимается биологией. Недавно защитил диссертацию".
(ПОЧЕМУ ВЫБРАЛА ДЛЯ ЭМИГРАЦИИ ИМЕННО АМЕРИКУ)
"Думаю, что это точно судьба, потому что сестра моего мужа к тому времени жила в Америке, и она нас позвала. Это было трудное решение, но другого выбора у меня не было… Ваше поколение не может даже представить, что это было такое. Это сейчас захотел и поехал. Я же училась в советской школе, была пионеркой, комсомолкой, я была абсолютно советским человеком. У меня все складывалось при СССР — роли, кино, театр, люди. И вдруг все это рухнуло. Не стало СССР, и как будто бы не стало той советской меня. Я не знала, как жить. Мы оставили здесь все. Бросили квартиру, вещи. Взяли лишь самое необходимое. И еще взяли книги — я не мыслила жизни без своей домашней библиотеки. Особых сложностей в Америке не было. Наверное, потому, что я и моя семья были психологически готовы к переменам. Язык пришлось освоить — я ходила на специальные курсы. И еще пришлось водительские права получить, потому что в Америке без машины никуда".
(ЧТО ЕЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО УДИВИЛО НА ЧУЖБИНЕ)
"Меня поразил Нью-Йорк. Это роскошный город. Одно слово — столица мира. Я помню, как мы ходили по Манхэттену с одной русской приятельницей, а вокруг нас — роскошные магазины, безумное изобилие. Моя знакомая спросила меня, показывая на все эти богатства: "Лена, а тебе не обидно, что этого всего ты не можешь купить?" Я ответила: "Нет". Для меня было важно, что я изменила свою жизнь, я сама, а не кто-то за меня".
(НЕ ЖАЛЕЕТ ЛИ, ЧТО ЕЕ АКТЕРСКАЯ КАРЬЕРА В ШТАТАХ НЕ СЛОЖИЛАСЬ)
"Конечно, я прекрасно понимала, что такого успеха, как в СССР, у меня не будет. И была к этому готова. Когда я уезжала, думала, что с актерством покончено навсегда. У меня даже была идея пойти учиться на медицинские курсы и стать медсестрой. Но опять же судьба — в Америке меня позвали играть в один русский театр. Я отработала там пять сезонов, а потом ушла. Пусть не обижаются на меня мои коллеги, но то, что мы делали там, — это была скорее самодеятельность. Я никогда не питала иллюзий насчет себя и Голливуда. Я очень критично к себе отношусь. Когда мне предлагают даже крошечный эпизод в американском кино, то для меня это настоящая радость. Например, в одном сериале я играла медсестру, которая ухаживала за смертельно больным мужчиной. Крошечная роль, но — боже мой! — какая на меня нахлынула ностальгия! Клянусь вам, я была счастлива! Когда я пришла в павильон, в котором проходили съемки, то просто долго-долго бродила по нему. Мне вспоминался "Ленфильм" и мои замечательные режиссеры, которые меня и придумали".
(ОТЛИЧАЕТСЯ ЛИ "РЕАЛЬНАЯ" СОЛОВЕЙ ОТ ЭКРАННОГО ОБРАЗА)
"Не знаю… Я такая — пострадать люблю. Чтобы внутри себя попереживать мучительный процесс влюбленности, чтобы все как в книжках… Я и мужа своего представляла как в книжках. Чтобы на всю жизнь. Так и получилось. Правда, с Юрой пострадать не довелось (смеется). Мы с ним познакомились на картине "Драма из старинной жизни". Он был художником-декоратором, а я играла главную роль. Пока мы работали над фильмом, не замечали друг друга, а когда съемки закончились… Ленинград весенний, белые ночи — вот нас и накрыло чувство".
(О МУЖЕ И СЕМЬЕ)
"Сейчас, прожив в браке уже много-много лет, я могу сказать, что люблю своего мужа и своих детей не для них, а для себя прежде всего. Мне нужна эта любовь, чтобы чувствовать себя счастливой. Вот вы спрашиваете об Америке… Если честно — да хоть Северный полюс. Главное, чтобы моя семья была рядом. Я никогда не была карьеристкой. Если бы так не сложились обстоятельства, я, возможно, и актрисой не стала бы. Я вообще за домострой".
(ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ОНА И МУЖ)
"У меня с одной русской женщиной детская творческая студия, которая называется "Этюд", где учатся сорок детишек. Я преподаю им русский язык и театральное искусство. Раз в полгода мы ставим спектакли. А мой муж работает в картинной галерее, хотя начинал он в Америке в ювелирной мастерской художником по камню".
("Атмосфера", апрель 2007)