"07 МЕНЯЕТ КУРС": А БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ НА ПРУДУ... ***
Юный старлей российских ВВС Ольга Краснова (Тараторкина) разработала необыкновенное устройство, которое превращает любой самолет в невидимку. Недолго думая, командование отправляет отважную девушку испытывать свое ноу-хау, установленное на тяжелый стратегический ракетоносец Ту-160. Несмотря на протесты отца (Галкин), который не верит, что современная самоуверенная девица способна что-то там изобрести, Ольга отправляется на аэродром дальней авиации и с восторгом занимает в передней гермокабине ракетоносца кресло радиста. Боевая группа в составе Ту-160, двух истребителей Су-27 и самолета дальней радиолокационной разведки A-50 отправляется на совместные с НАТО учения в Атлантическом океане. Однако враги не дремлют — бородатые террористы внедрили в ракетоносец чип, с помощью которого дистанционно захватили управление самолетом и, злорадно потирая руки, ведут его к неведомой цели. Героический экипаж под командованием командира корабля Виктора Кирсанова (Маховиков) почти все 95 минут экранного времени борется за свой самолет, но вытащить зловредный чип удастся только молодой авиаспециалистке Ольге.
Возрождение отечественного кино немыслимо без возрождения производственных военно-патриотических фильмов, но все последние попытки такие картины снимать приводили лишь к конфузу. Типичный пример — также авиационный боевик "Зеркальные войны. Отражение первое" (и, хотелось бы надеяться, последнее), в котором даже собственно полеты самолетов ухитрились снять из рук вон плохо. Было бы катастрофой столь же неудачно снять Ту-160 - один из самых эффектных и красивых в истории мировой авиации самолетов, который поэтично называют "белым лебедем с грустными глазами". Однако в этом отношении новый боевик выгодно отличается — Ту-160 снимали много и красиво, и даже показали его пролет со сложенными крыльями (это единственный в мире тяжелый бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла). Да и к актерской игре и диалогам здесь нет особых претензий — все сделано на уровне не самых худших современных российских ТВ-сериалов. Другое дело, что малооригинальный, мягко говоря, сюжет, позаимствованный у третьесортных голливудских боевиков, оставляет немало вопросов. Советский аналог "07"-го, экшн о буднях морской авиации "Случай в квадрате 36-80" Михаила Туманишвили был куда оригинальнее, хотя речь в нем тоже шла об учениях в Атлантическом океане, только самолеты НАТО выступали в неблаговидной роли противников дела мира. Начнем с того, что идея столь легкого захвата террористами контроля над машиной, способной одним ударом покончить с жизнью на Земле выглядит не слишком-то патриотичной. И это как раз в голливудских пропагандистских поделках террористы вечно захватывают у незадачливых русских ядерные боеголовки. К счастью, в реальной жизни отобрать по радио управление русским самолетом с помощью чипа, конечно, невозможно. Далее — непонятно, зачем вообще ставить на Ту-160 устройство для "невидимости". Тактико-технические возможности этой машины и так делают ее практически неуязвимой для ПВО, а способность лететь со сверхзвуковой скоростью на сверхмалых высотах создают эффект полной невидимости получше любой стелс-технологии. Было бы куда интереснее показать в кино противостояние белоснежного красавца Ту-160 и его зловещего темно-серого аналога В-1А, состоящего на службе в ВВС США. Драматические и патриотические перспективы такой ленты могут быть куда больше — ведь российский ракетоносец превосходит американский самолет не только по благородным внешним данным, но и по скорости — более двух "махов", и по максимальной высоте, и по боевой нагрузке. Так что у отечественных кинематографистов, в отличие от отечественных авиаторов, еще много, много недоработок.
Борис Гришин, InterMedia