"ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВРАГ В ОТРАЖЕНИИ": ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ПИТЕРОМ ПАРКЕРОМ? ****
У Питера Паркера (Тоби Магуайр) все в порядке. Маска "дружелюбного соседа" Человека-паука перестала превращать парня в ходячее противоречие, и он вдоволь носится за преступниками по Нью-Йорку, заходит на Бродвей посмотреть в мюзикле на свою подружку Мэри Джейн (Кирстен Данст) и навещает свою престарелую морализаторшу-тетушку. Как-то раз, после романтического "полеживания" влюбленных на паутине под звездами с неба упала огненная клякса, оказавшаяся на поверку черной шевелящейся массой, которая бодрячком ухватилась за багажник мотоцикла Паркера и инкогнито поселилась у него дома. Тем временем из тюрьмы бежит самый трогательный в киномире заключенный Флинт Марко (Томас Хейден Черч) и, спасаясь от погони с собаками, оказывается в зоне эксперимента продвинутых физиков. В ДНК беглеца попадает песок: он становится Песочным человеком — мутантом, способным на раз менять размер и форму, гигантским торнадо цвета Аравийской пустыни, местным адом для инкассаторов и последней надеждой для своей больной дочери. Примерно тогда же в печально знаменитом издательстве, где внештатным фотографом трудится Паркер, внедряется юный выскочка Эдди Брок (Тофер Грейс), который пытается "подсидеть" соперника; его подружка Гвен Стейси (Брайс Даллас Говард) — сокурсница Питера и спасенная им же в образе Человека-паука жертва, активно строит глазки супергерою. А старый школьный товарищ Гарри (Джеймс Франко), вдохновленный местью за отца (Уиллем Дефо) вооружившись наследственными технологиями, вступает с Питером в схватку, после чего оказывается на больничной койке с потерей памяти. Ну а когда Мэри Джейн, обруганную злостными критиками, выгоняют с подмостков, а Питер подпадает под власть странной кляксы и меняется примерно так же, как кот Леопольд под воздействием "озверина", и к тому же друг Гарри вспоминает все, назревающий конфликт неизбежен.
Человек-паук был и, наверное, остается любимым персонажем комиксов автора этой рецензии. Как-то было по-хорошему забавно в течение двух серий наблюдать за типично подростковыми комплексами, ранимостью и житейской рефлексией этого далеко не типичного героя студии Marvel. В отличие от тарантиновского Билла, предпочитавшего, по-своему совершенно справедливо, Кларка Кента (Супермена) всем остальным мифическим героям Америки, Питер Паркер был понятен и близок каждому. Как парень с соседнего двора. Нельзя сказать, что в новом сиквеле Сэма Рэйми отсутствуют зрелищность, изобретательность и драматизм. Но главное, что не позволяло относиться к "Человеку-пауку" как к очередному комиксовому блокбастеру - та новая романтика, забиравшая в полет головокружительнее самых залихватских прыжков по небоскребам - в данном случае осталась где-то далеко на земле. Обиднее всего, что из этой темы, ступень за ступенью уводившей развитие отношений героев в более взрослую жизнь, могла получиться отличнейшая вещь. Но когда в чистое искусство вмешивается занудливая глупость, провозглашающая очередным откровением банальнейшие вещи, приходит не столько разочарование, сколько досада. Тем более что посмотреть здесь есть на что, а некоторые сцены, чудо, как хороши, в том числе и спецэффекты (особенно Песочный человек и зубастый Черный Паук Веном, в которого после Паркера перерождается Эдди Брок). И все же вместе все как-то не связывается. Попытка столкнуть Паука-Паркера не столько с тремя противниками, сколько с самим собой, вернее с темной половиной, свойственной каждому супергерою, оказалась для Рэйми слишком сложной. В результате схематичность завладела героями похлеще любой прилетевшей из ниоткуда водоросли. Начесал Питер Паркер черную гривку на лоб, пошел оттянуться в джаз клуб похлеще героя Джима Керри в "Маске", - это хорошо. Изобразил тут же совсем уж невыносимо хлипкого ботаника — увы, нет, - перед нами вовсе не тот герой, которого мы все знали. В конце концов, о Человеке ли Пауке идет речь? Невозможность сочетания незрелой мягкотелости и былого романтического героизма (того самого, который позволял Человеку-пауку противостоять монстрам прошлого и целовать любимую под дождем классическим поцелуем вниз головой), заставляет усомниться в том, а понимает ли сам Рэйми, что делать ему с этим персонажем дальше? Переступить грань правильной сентиментальности слишком рискованно - все мгновенно рискует превратиться если не в фарс, то в дешевую мелодраму. Но Сэм Рэйми не был бы самим собой, если бы не вставил в свой фильм фокус с сюрпризом. Главный актер пугала видеосалонов 80-х, лихой серии "Зловещие мертвецы" того же Рэйми - незабвенный Брюс Кэмпбелл вдохновенно импровизирует в стиле монтипайтоновского актера Джона Клиза. В плане издевательства над привычными слабостями человечества ничего подобного не создавалось режиссером со времен диковато-прекрасного перформанса "Армии тьмы". Но когда в эту когорту несчастных попадает Питер Паркер, становится особенно грустно.
Анастасия Белокурова, InterMedia