СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН: "ЕСЛИ МЫ ЕЩЕ ОДНО ПОКОЛЕНИЕ ПРОФУКАЕМ - ЭТО КОНЕЦ"
"Конечно, настоящее искусство требует душевной работы, но оно должно быть еще и захватывающе интересным. Ни от "Войны и мира" Толстого, ни от "Вешних вод" Тургенева, ни от фильма "Летят журавли" нельзя оторваться. Зачем же трудиться, осваивая драматургическую невнятицу, какую нам предлагает так называемое "интеллектуальное кино не для всех"? Об одном таком фильме мне хорошо рассказал Георгий Данелия: "На экране - кадр. Я уже рассмотрел его верхний угол, нижний, серединку - все, больше рассматривать нечего. А кадр стоит. Я закрыл глаза и сосчитал до десяти. Открыл - все тот же кадр. Тут я встал и вышел". А Данелия - великий режиссер, и он знает цену душевной работе. Но он скучных картин не делал, а делал картины увлекательные: "Я шагаю по Москве", "Не горюй!", "Осенний марафон"..."
(О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ КИНЕМАТОГРАФА)
"Время не сваливается с небес, его делают люди. Его созидает культура. Что воспитывает ребенка? Семья, школа, улица, литература, искусство. Семья у детей авторитет потеряла. Отец скажет: учись, сынок. А сынок ему: вы с матерью учились, горбатились - и что? Вы нищие! В школе престиж профессии учителя упал. Работают там в основном женщины - мужчины на такую зарплату не идут. Улица стала криминальной. Литература перестала учить: ее мало кто читает. А значит, в духовном воспитании молодых больше не участвуют великие духовные педагоги, взрастившие многие поколения. Остается кино, которое сегодня - важнейшее из искусств. Важнее, чем при Ленине. Раньше смотрели один фильм в неделю, а сегодня - семь в день. Что предлагает кино людям? Вот я смотрю фильмы молодых режиссеров - слава Богу, их сейчас много. И все время чувствую недостаток опыта, смешанный с цинизмом. Видно, что они не служили в армии, не пробовали жизни, не знают Россию. Чувствуется даже недостаток общего образования - особенно когда дело касается исторических фильмов. Чему они могут научить? <…> У публики наших новых кинотеатров другой юмор - вы посмотрите шуточки "Комеди клаб"! Я это все воспринимаю как духовную, нравственную катастрофу. Россию можно уничтожить только одним способом - переломив духовный хребет. А где нация черпает свои духовные силы? Только в своей истории, культуре, искусстве. Сегодня ключевая задача - не потерять следующее поколение. Оно должно учиться в хорошей школе, должно знать историю своей страны, ее литературу, ее гениев. И воспитываться на нормальных фильмах. Тогда Россия выживет. А если мы еще одно поколение профукаем - это конец".
(В ЧЕМ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА)
"Оскар Уайльд хорошо сказал: художник отражает не жизнь, а себя. Если не знаешь жизнь и собственную историю, если ничего не читал, что тогда в тебе отражать? Отразится пустота. Отразится всеобщая "недообразованность", которая сказывается на уровне кинематографа и режиссуры как профессии. Видно, что человек не приучен к чтению: если бы он знал и любил литературу, он выбирал бы драматургический материал совсем другого уровня. Потому что и в сегодняшней литературе есть совершенно потрясающие произведения, которыми почему-то никто не интересуется".
(О КОМЕДИЯХ)
"Меня раздражает, когда говорят: "комедия". Я боюсь этого слова и, кроме Чаплина, не люблю комедий. Особенно так называемые "молодежные".
(О ЦЕНЗУРЕ И ПИСЬМЕ ПРЕЗИДЕНТУ)
"Недавно мы в Комитете по культуре написали официальное письмо президенту. Смысл письма как раз таков: надо что-то делать. На встречах с избирателями большинство вопросов: когда вы остановите это безумие, когда ТВ прекратит калечить души наших детей? На Западе существует контроль общества над ТВ, у нас - нет. В 90-х мы подробно изучили аналогичные законы во Франции и Англии. Это не цензура: они там отслеживают передачи, уже вышедшие в эфир. Но если эти передачи нарушают нормы нравственности и наносят вред обществу, то компания может быть оштрафована и даже лишиться лицензии. В 1997 году у нас приняли закон о высшем совете по аудиовизуальным СМИ, но президент наложил на него вето. А так как ТВ - это бешеные деньги, то в прессе закричали о цензуре, которую якобы хотят внедрить депутаты. В результате нигде нет столь безнравственного ТВ, как в России. Суть письма президенту - надо вернуться к этой идее".
(О КРИТИКАХ)
"Они оказывают нашей культуре плохую услугу. Толстой в статье "Что такое искусство" писал: "Всякое ложное произведение, восхваленное критиками, - есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства". Это правда: стоит восхвалить картину, которая не будит добрые чувства, - и распахнется эта дверь, и хлынут туда эпигоны. С другой стороны, с какой неприязнью принимали все мои последние картины, но проходит пять лет, и выясняется, что "Ворошиловский стрелок" - фильм востребованный, народный. "Благословите женщину" критики приняли в штыки, а зрители за эту картину благодарят. А как разносили в свое время картину Бориса Дурова "Пираты ХХ века", снятую по моему сценарию! И навсегда отбили у режиссеров охоту снимать фильмы в жанре романтических приключений. А ее до сих пор смотрят".
("Российская газета", 27.04.07)