ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ: "НЕ ТАКОЙ УЖ Я И МУЖЕСТВЕННЫЙ"
"Если прочесть внимательно роман Михаила Афанасьевича Булгакова, то вы увидите, что Воланд вовсе не является дьяволом или сатаной. Это Мастер говорит: "Сегодня на Патриарших вы встретились с сатаной…" А сатана, как известно, это искуситель. Он искушал Адама и Еву в раю, Иисуса Христа в пустыне... Но в данном случае Воланд никого не искушает. А если посмотреть его поступки, то мы поймем и увидим, что Воланд творит добро. Недаром эпиграфом к "Мастеру и Маргарите" является фраза из "Фауста" Гете: "Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Если Иешуа Га Ноцри видит в людях только доброе, то у Воланда глаз наметан на зло. Он видит, как атеист и мерзавец Берлиоз совращает талантливого, но необразованного поэта Бездомного. Воланд сеет в душе Бездомного сомнение в своем таланте, ужас перед пониманием этого мира и превращает Бездомного в результате в профессора философии, задумавшегося о мире, о жизни. А Мастеру и Маргарите, двум людям с уникальными способностями — у одной уникальная способность любить, у другого — невероятный талант прозрения писателя, — Воланд помогает, понимая, что в нашей жизни уникальные люди уничтожаемы толпой, то есть нами с вами. Им не жить на этом свете, и даже если они останутся жить, то жизнь будет бессмысленна и ужасна. Так же, как ужасен был конец Маяковского, Пушкина, Есенина, Ван Гога и многих, многих других выдающихся землян. Поэтому в условиях тоталитарного строя в Советском Союзе Воланд делает все возможное, чтобы спасти этих людей: он дарит им покой, жалея их".
(О КОМПРОМИССАХ)
"Покажите мне человека, который не шел никогда на компромиссы. Я такого не знаю. Может быть, вспомнить притчу об Иисусе Христе, когда ему привели грешницу и сказали, что по закону ее надо забить камнями. Тогда Иисус сказал: "Пусть швырнет камень тот, кто никогда не грешил". И народ разошелся. Конечно, у меня бывали компромиссы и в мелочах, и в большом, как у каждого. Я же живой человек с кожей, с мозгами. Да и не такой уж я и мужественный".
(О ДИССИДЕНТСТВЕ)
"В советское время никогда не был диссидентом, но и никогда не был членом партии. Правда, мне неоднократно предлагали в нее вступать, но я находил способы отказаться от этих лестных предложений. Мы жили своей жизнью. Я работал в Большом драматическом театре, в одном из лучших театров Европы в то время, под руководством Григория Александровича Товстоногова. Наше диссидентство заключалось в том, что мы пытались найти правду на сцене, правду человеческих взаимоотношений. Что бы то ни было, эпоха Шекспира, чеховские герои или сегодняшний день, мы пытались найти правду в противовес той лжи, которая царила вокруг".
(О ПОЛЬЗЕ РЕФОРМ)
"Я знал очень многих людей в своем окружении, которые жили на 100—120 рублей. У меня была зарплата 300—350 рублей, тоже не ахти что, но все же жить более или менее можно. Зато о покупке второй пары штанов или, допустим, холодильника и речи быть не могло. Да их и в магазинах не было. А в молодости я жил на 60 рублей и ел гречневую кашу и геркулес. Но не об этом разговор. Реформаторы все это прекрасно понимали, и для того чтобы как-то смягчить удар, была проведена приватизация. Поэтому каждый пенсионер мог получить в частную собственность хотя бы свою жилплощадь. Допустим, пенсионерка живет в однокомнатной "хрущобе" (казалось бы, чего уж хуже), но все-таки эта квартира, которая стоит по нынешним временам очень много. Она может переехать в коммуналку и получить громадные деньги. Это сделали реформаторы, понимая, какой удар нанесет инфляция именно по таким низкооплачиваемым людям. <…> У меня, например, сгорели вклады на сберкнижке, деньги, которые я выручил на продаже маминой избы. Зато у меня, как и у многих, развязаны руки: можно не просто жаловаться на руководство, что тебе не дают работу, можно перейти в другой театр, либо самому поставить что-то, либо поехать за рубеж зарабатывать деньги. Так что, можно сказать, что я и проиграл, и выиграл. Но вот что меня очень тревожит: нам всем сейчас доказывают, что мораль и нравственность не так уж важны, а важен успех. Морально-нравственная планка падает низко благодаря телевидению, которое с большим успехом превращает нас в полных идиотов".
(ХОТЕЛ БЫ ОН БАЛЛОТИРОВАТЬСЯ В ГОСДУМУ)
"Госдума — это место для дискуссий. Для того чтобы доказать необходимость дальнейших реформ и завоевать в дискуссии большинство сторонников, необходим честный, умный, опытный политик. А я — актер".
("Московский комсомолец", 28.04.07)