"ПРОВОДА" — "ПОХОЛОДАЛО" ***
Беда практически всех новых групп заключается в том, что их появление не вызвано исторической необходимостью. Если бы не было "Братьев Грим", "ГДР", "Токио", "Никеля" и "Проводов", ничего бы в мире не изменилось — ну, другие какие-нибудь красивые, двадцатилетние и такие же необязательные стояли бы на сцене с красивыми гитарами и играли бы музыку, которая не тянет даже на главку в рок-энциклопедии. Единственное, чем могут воздействовать эти группы на публику, - это неадекватный пиар. Заклинания об очередных "певцах, которых ждали", подкрепленные даже некоторыми весомыми цацками, - вот что вместо талантливой музыки сопровождает новые группы, которые, если чем-то и запомнятся, так это дичайшим контрастом между их беспомощным творчеством и пресс-обеспечением.
Поворчали, теперь к делу. "Провода" в перечисленной в предыдущем абзаце компании — самые живые и отчасти даже светящиеся. На их дебютном альбоме слышно, что за инструменты они взялись не только за ради освоения спонсорского бабла: на лицах музыкантов легко можно представить даже выражение удовольствия от своего занятия, а вовсе не смертную скуку, маскирующуюся под бритпоповый сплин, как нонче принято. Конечно, на альбоме не слышно, что "Провода" готовы платить за свой рок-н-ролл исключениями из университетов, работой в котельных и мыканьем по квартирам чужих друзей. И, конечно, продюсер Дмитрий Гройсман вряд ли отбивался от коллег, желающих перекупить у него этих самородков. Но для нашего усредненного времени, когда пасть в котельную так же сложно, как и вознестись до небес, "Провода" - вполне себе бизнес. Они не делают ничего лишнего, их не тяготят роли рок-звезд, они относятся к музыке не как к смыслу жизни, но как к работе, однако работе любимой. Что особенно приятно, их увлеченность и, осмелюсь предположить, искренность иногда рождают интересные находки, без которых и этой рецензии бы не было, и в выпуске первого альбома по большому счету не было смысла.
"Провода" сыроваты, что увеличивает риск короткого замыкания. Странный музыкальный синтез из "Мумий Тролля" и "Люмена", недостаточно запоминающийся и трудноидентифицируемый голос вокалиста Тима и слишком узкое русло, в которое группе, работающей при близком президентской администрации культурном фонде "Наше время", дозволено направить свой молодежный протест, — эти факторы, казалось бы, нужно относить к недостаткам альбома, но все они не производят впечатления запущенной болезни. Неудачных песен в "Похолодало" хватает - на мой взгляд, они как раз стали следствием излишней старательности: когда "Провода" специально пытались замутить что-то эдакое, получались вымученные нелепости вроде композиции "Садомазо". К счастью, есть и обратные примеры, каковых я насчитал пять, то есть почти половину песен трек-листа — приличный показатель для дебюта. "Про "Кино" и "90-е" - довольно трогательные воспоминания о явлениях, которые музыкантам "Проводов" в силу возраста должны представляться весьма смутно. В "Родинке", "Первой любви" и "Не убил" группа расщедрилась на бодрые аранжировки и цепкие мелодии — они должны накрепко задержаться в головах прослушавших эти песни более четырех раз, так что теперь дело за ротациями. Раскрутка через блоги — явно не путь "Проводов", так что нужно ждать от их продюсера более традиционных для шоу-бизнеса шагов, которые, впрочем, пока почти незаметны. И еще о деньгах кремлевского фонда: в песне "Первая любовь" использован голос президента. Казалось бы, зачем "Проводам" так подставляться, рискуя быть названными "соловьями режима"? Но — в треке нет никакой политики или пропаганды: он с юмором и про любовь.
Алексей Мажаев, InterMedia