ФЕСТИВАЛЬ СИМФОНИЧЕСКИХ ОРКЕСТРОВ ПОЧТИТ ПАМЯТЬ РОСТРОПОВИЧА

Пресс-конференция, посвященная II Фестивалю симфонических оркестров мира, состоялась 17 мая в РИА "Новости". В ней приняли участие советник президента РФ Юрий Лаптев, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, композитор, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ Алексей Рыбников, пианист и дирижер Михаил Плетнев, генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, директор Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России (АСКОР) Лолита Сильвиан. Незримо присутствовал на брифинге президент АСКОР маэстро Юрий Темирканов, который в данный момент находится на гастролях в Японии, но вышел на связь по телефону. Большинство собравшихся отметили важность того факта, что государственный праздник — День России — отмечается именно с помощью филармонических концертов. Юрий Лаптев открыл выступление сообщением о том, что ему "очень приятно слышать о том, что начинание, которое было в прошлом году, живет и будет продолжаться". Поблагодарив Михаила Швыдкого ("без Федерального агентства не было бы ничего") и АСКОР ("за то, что взял на себя этот труд"), советник президента сообщил о своих радостных чувствах по поводу того, что "удалось сломать стереотип, существовавший по отношению к государственным праздникам, которые раньше отмечались концертами массовой музыки". По мнению Михаила Швыдкого "самым главным" также является тот факт, что "государственный праздник России и филармоническая серьезная музыка оказались в союзе". Объяснив причину тем, что в России народ делает то, что говорит власть, руководитель Роскультуры сообщил, что поскольку "власть сказала, что филармоническая музыка — это важно, то народ с этим согласился, как не согласился бы до этого ни с одним серьезным музыковедом". Руководитель ФАКК выразил радость, что фестиваль проводится "полностью на государственные деньги" (в дальнейшем была озвучена цифра — 86 млн. руб.), а также тем, что в мероприятии примет участие Сводный симфонический оркестр России, за пульт которого встанет маэстро Темирканов. "Я сам стал проситься ходить в консерваторию, потому что слушал по радио, как Дмитрий Кабалевский рассказывал о серьезной музыке", - поделился Михаил Швыдкой, добавив, что "на эту неделю Москва станет симфонической столицей мира". Алексей Рыбников поддержал мысли чиновника, открыв свою речь грустными воспоминаниями: "Если посвящаешь жизнь музыке, то хочется жить в музыкальной столице. Я всегда завидовал Европе, где культурная жизнь очень насыщена. И вот уже второй год Москва становится городом, который дарит музыку любителям и профессионалам, и мы теперь приобщаемся к высочайшим образцам". В этот момент была установлена связь с Юрием Темиркановым, который открыл свою речь словами, что фестиваль является самым значительным "из всего, что происходило за последнее десятилетие". Маэстро ответил на вопросы прессы, первым из которых стал о Сводном оркестре. Как известно, он будет создан на базе Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, пополненного 18 музыкантами из 11 городов. Сводный оркестр сыграет лишь одно произведение в концерте 10 июня, остальные два прозвучат в исполнении питерского коллектива, возглавляемого Темиркановым. В связи с этим прессу заинтересовало — не нарушит ли такая диффузия эталонного звучания его оркестра, - на что дирижер ответил, что "прозвучит только одна пьеса, а не весь концерт". Но, по его мнению, "это дело важное — показать региональным оркестрам, что они не забыты, поэтому мы собираем музыкантов из лучших российских оркестров". Говоря о фестивале в целом, Юрий Темирканов отметил, что для него "духовное возрождение России значит очень много". "Я об этом говорю не только как музыкант, но и как гражданин", - сказал маэстро, отметив также, что в дальнейшем фестиваль планируется расширить и проводить в регионах, сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в других городах. Лолита Сильвиан добавила о сводном оркестре: "На будущий год собираемся пригласить не просто несколько человек в один оркестр, а создать самостоятельный временно действующий сводный оркестр. И хотим предложить нашим композиторам, ныне живущим и, дай бог, здравствующим, написать симфонию для этого оркестра", - сказала директор АСКОР, поглядев в сторону Алексея Рыбникова.
Алексей Шалашов еще раз подчеркнул, что фестиваль очень серьезно повышает статус классической музыки в России. По его словам, внимание власти к искусству уже дало свои плоды — в частности, гранты, которые не так давно были выделены столичным симфоническим оркестрам президентом, теперь даются оркестрам губернаторами на местах. Лолита Сильвиан сообщила собравшимся о том, что на 5 июня — день концерта Дрезденского филармонического оркестра — приходится 40-й день со смерти Мстислава Ростроповича, и организаторы попросили коллектив посвятить выступление памяти маэстро, на что они с радостью согласились, разрешив даже провести прямую трансляцию их концерта по телевидению "за символическую плату". У прессы возник вопрос — не собираются ли организаторы отдать дань памяти еще одного крупного российского маэстро, к тому же принимавшего участие в первом фестивале симфонических оркестров и ушедшего в этом году, - Арнольда Каца. "В процессе проведения фестиваля мы не будем упоминать это горькое событие, - сообщила директор АСКОР, - потому что не хотелось бы превращать фестиваль в панихиду. Просто так совпало, что 40 дней со смерти Ростроповича приходится как раз на концерт Дрезденского коллектива". Отвечая на вопрос, что второй год подряд помешало заявляемому Венскому филармоническому оркестру принять участие в фестивале, Лолита Сильвиан сказала: "Деньги. В прошлом году они в последний момент отказались". Ее поддержал г-н Лаптев: "Если бы мы их пригласили, трех европейских оркестров просто бы не было".
Когда пресса уже собралась расходиться, прибыл Михаил Плетнев, который репетировал перед вечерним закрытием сезона РНО со скрипачом Дайшином Кашимото. "Я совсем недавно узнал о новом событии, - начал он свою речь. - В молодости мы мальчишками пытались пробраться на концерты знаменитых оркестров, которые знали только по записям. Потом долгое время они к нам не приезжали. Когда теперь Россия вновь получила возможность приглашать лучшее, что сейчас существует, в моем сердце поселилась радость. Я долго думал — что было бы с Россией, если бы не произошло то, что произошло в 1917 году, после чего отсюда уехали самые талантливые люди. Судьба не позволила стать России звездой на мировом небосклоне культуры. Сейчас, благодаря фестивалю, Москва может стать центром культуры и будет считаться за честь сыграть в этом ожерелье. Таким образом может восстановиться преемственность. Я счастлив был узнать о таком проекте и участвовать в нем".

Последние новости