"ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: НА КРАЮ СВЕТА": МЫ В ОКЕАН ДОРОГУ ПРОТОПТАЛИ *****
Пока злобный представитель Ост-Индской компании лорд Беккет (Холландер) чинит террор и вешает толпы (включая женщин и детей) сочувствующих пиратам несчастных, по всем Карибам несется грустная флибустьерская песня — знак того, что для корсаров наступают темные времена. Капитан Барбоса (Раш) и Элизабет Суон (Найтли) тайно прибывают в Сингапур к капитану Сяо Фэнь (Юнь-Фат), чтобы достать навигационные карты и вызволить из плена Билла Тернера (Блум), который должен был эти самые карты выкрасть. В это время Джек Воробей пребывает в Долине Возмездия, в тайнике Дэви Джонса (Найи), где терпит муки, выходящие за грань человеческого предела. На его поиски, сквозь лавкрафтианские ледяные чертоги, отправляется корабль, причем в этом путешествии за горизонт и у Барбосы, и у Элизабет, да что там говорить, даже у Била Тернера есть свои тайные цели. Впрочем, за черными глазами роскошной ведьмочки Тии Дальмы (Харрис) также плещется свой, никому неведомый океан.
Остановимся на этом. Все остальное, что происходит на экране в течение трех часов, надо увидеть собственными глазами или не видеть совсем. В этой части приключенческой саги Гора Вербински сценаристов Теда Элиота и Терри Россио охватило какое-то, не побоюсь этого слова, священное безумие. Нет никаких сомнений, что зрительская аудитория расколется на два лагеря: одни посчитают происходящее полным бредом, другие — шедевром и лучшим эпизодом трилогии. И те, и другие будут правы. Фильм снят сумасшедшей командой для таких же сумасшедших, как они. Остальные неизбежно окажутся за бортом. Со своей стороны скажу, что лучше было придумать нельзя. На этот раз говорить о какой-то эклектике не имеет ни малейшего смысла. Перед нами строгая выдержанная вещь, насколько подобное определение здесь уместно. И все же несмотря ни на что - это так. И сколь бы ни стенали утомленные карибским солнцем зрители о том, что невыносимо тяжко следить за сюжетом, из этой серии невозможно выбросить ни одной, даже самой крохотулечной сцены. И то, что раньше казалось отличнейшей развлекухой, чистым и незамутненным способом отдохнуть и расслабиться, переродилось в совершенно иное: грандиозное, торжественное и, по сути, мрачноватое действо. Недаром одним из персонажей становится языческая богиня Калипсо — древнегреческим приветом из "Одиссеи", которую не назовешь комедией даже под самым изощренным наркотиком. Безбашенный гибрид комизма и драмы, в данном случае, заставляет вспомнить индийского гения Манмохана Десаи; обезьянка, собственноручно стреляющая из пушки, тоже оттуда. А сцена пребывания Джека Воробья в Долине Возмездия положит на лопатки любой арт-хаус.
Ну а теперь о героях. В основном одеяло тянет на себе Кира Найтли, вставшая в один ряд с такими выдающимися актрисами-"пиратшами", как Джин Питерс ("Анна — королева пиратов", 1951) и Джина Дэвис ("Остров головорезов", 1995). Чоу Юнь-Фат (отличнейшим образом вжившийся в шкуру флибустьера - особенно порадовал грим) более чем уместен и очень жаль, что он действует на экране немного. Депп и Раш соревнуются в безумии, Блум — как всегда, а вот Билл Найи демонстрирует нам не только свое "золотое" сердце в шкатулке, но и человеческое лицо, правда всего на несколько секунд, но все равно приятно. Эпизод с Кейтом Ричардсом (ни для кого не секрет, что он играет здесь папаню Джека Воробья и хранителя пиратского кодекса капитана Тига) забавен, хотя вопрос спорный, кто более выразителен — Тиг или высохшая голова мамаши Джека, которую он повсюду таскает с собой. Про темнокожую бестию Наоми Харрис смолчу, но мало не покажется никому; выражаясь словами Джека Воробья, она "привносит в любой бред сладкий оттенок кошмара". Плюс горы трупов менее удачливых ребят.
Вот такая веселая компания для дальнего плавания. А детей лучше оставить дома.
Анастасия Белокурова, InterMedia